Войти в почту

Не жизнь, а сказка: самой первой экранизации "Золушки" - 70 лет

"Были такие знаки, когда, например, неожиданно лопались лампы во время съемок осветительные. Это было не только на этом фильме, но именно на этом фильме этому следовало придать какое-то мистическое значение, потому что это был какой-то знак свыше, что силы зла мешают Золушке, а добро должно победить, поэтому, конечно, такие вещи были - падали декорации, заболевали актеры", - рассказал историк Ленфильма Александр Поздняков. Бедная, бедная Золушка, - пожалуй, один из тех сказочных персонажей, подражать которому все равно стремилась чуть ли не каждая советская девушка. И дело тут не только в кротком нраве или аккуратности. За все труды и унижения замарашка получала жениха на белом коне. Мало кто помнит, но у актрисы, 70 лет назад сыгравшей главную роль, был очень миниатюрный рост - всего 148 см. А ее ступня, и вовсе, как у ребенка, - 31-го размера. Такая туфелька уместится на ладони обычной девушки. Это в сказке, - хрусталь, а в жизни, - плексиглас, синтетический полимер. Чтобы башмачки засияли радужным цветом, потребовалось все мастерство ленинградских операторов. А ведь изначально, по замыслу авторов, "Золушка" - разноцветная комедия. Компьютерная покадровая колоризация смешала все краски. Голубой цвет стал розовым, насыщенный черный, - лиловым. У придворных дам даже появились бусы. Народная артистка Татьяна Пилецкая в советской комедии делала первые танцевальные па. Чудесное платье из небесной парчи шло ей необыкновенно - прямо под цвет глаз. Художник Кузьма Петров-Водкин, крестный отец Пилецкой, заметил их выразительность. А знаменитый скульптор Александр Пахомов увековечил силуэт юной балерины. Она, в итоге, полностью ушла в драму, но 70 лет назад 19-летняя студентка Вагановского училища не пропускала ни одного бала. "Это было очень важно в то время, потому что время было очень тяжелое. Были еще карточки. Мы с мамой очень тяжело жили. А каждая съемка стоила 4 рубля 50 копеек, а если два дня- 9, а если три еще больше. Это уже большое подспорье было", - рассказывает народная артистка России Татьяна Пилецкая. Это был 47 год - декорации, танцы, музыка, яркий свет великого искусства. Не жизнь, - настоящая сказка. "Вот эта архаичность, которая существует, винтажность, назовем это так, в старом фильме, она подкупает. Это такое ощущение какой-то ностальгии, воспоминания о детстве, может, не нашем детстве, а детстве наших родителей, которые замирали, глядя на все эти сложные комбинированные съемки. Понятно, что все это создает особое очарование, превзойти которое будет очень сложно", - говорит историк Ленфильма Александр Поздняков.