Московский Комсомолец 14 мая 2017

Ленин отправляет в космос: в Театре Наций поставили римейк «Цирка»

Фото: Московский Комсомолец
Ингеборга Дапкунайте летит на Луну! Владимир Ленин руководит ее полетами в космос! Карлик и великан пугают публику! Собаки Белка и Стрелка глотают спутник Земли! Приходите все в «Цирк» Максима Диденко — только у нас на фестивале «Черешневый лес» в Театре Наций! Трюки! Штуки! Шутки! И звучит эта стрррррашная музыка!
У входа в Театр Наций, декорированного красной дорожкой, зрителей вежливо встречают солидные швейцары в длинных тяжелых ливреях с галунами, из громкоговорителей летит веселый джаз 30-х годов… Все это для тех, кто помнит фильм «Цирк» Григория Александрова с музыкой Исаака Дунаевского и с Любовью Орловой в главной роли. 1936 год, однако. Для тех, кто помнит. А кто, собственно, помнит? Знатоки кино (их примерно полтора), древние старички (они в Театр Наций вряд ли придут) и… И все. Так что 90% зрителей ни про какой этот «Цирк» слыхом не слыхали и воспринимали шоу с нуля. И хотя мы-то кино это наизусть знаем (знатоки мы, да и немолоды, увы), попробуем увидеть спектакль глазами, не замутненными лишним бэкграундом.
Огромный круг подвешен вертикально — на нем проекция то гигантской объемной луны, то крупных планов героев, то футуристических картинок фантастической реальности. Второй круг горизонтальный: это арена цирка, на которой разворачивается сюжет, некогда составлявший основу музыкальной комедии с веселыми цирковыми номерами и антирасистским месседжем, а ныне служит жутковато-стебной хоррор-клоунаде с депрессивной тотально минорной музыкой Ивана Кушнира в духе психоделического панка, на которую парадоксальным образом положены тексты Лебедева-Кумача. «Широка страна моя родная… я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек…» стонет Иван Мартынов по прозвищу Петрович (его играет прекрасный актер с великолепным голосом Станислав Беляев) — и сразу хочется повеситься. А мелодия почти та же — немного лишь изменена. Все дело в перегармонизации. Ведь всем известно, что гармония, как и кадры, решает все.
На сцене еще очень много всего. Художник Мария Трегубова, как всегда, создает предметы, объемы, костюмы, мебель, кукол, маски в таком количестве, что хватило бы на 10 спектаклей. Все представители «советской» реальности (условно советской, так как действие происходит в далеком будущем, о чем предупреждают в самом начале по громкой трансляции) — в темно-голубом. У них даже волосы голубые. И борода у Ленина тоже голубая. Ленин — не просто Ленин, это аватар вождя, явившийся в теле директора цирка. Впрочем, цирк тоже не цирк, а ЦИРК — Центр исследований русского космоса. Именно в русский космос отправляются Ингеборга Дапкунайте, Станислав Беляев и негритенок Джонни в исполнении Гладстона Махиба. Во всем этом активно участвует парочка собачек в очень симпатичных масках, а также голубые львы. Всех животных изображают близнецы-братья Рассомахины, пластичные и гибкие. Злодей Франц (Сергей Епишев) — злодей так злодей. Высокий, горбатый, с вытаращенными глазами. Рядом с ним — карлик (как в цирке без карлика?) Алексей Миранов. Вместе они составляют довольно-таки жуткую парочку. Тем более что двигаются все персонажи ну совсем не как люди. А как куклы, вернее, как игрушечные клоуны. А что может быть страшнее игрушечного клоуна для людей, воспитанных не на советском фильме «Цирк», а на голливудских ужастиках?
Ингеборга Дапкунайте здесь настоящая звезда. Она танцует при помощи поролоновых ножек, но и собственные ее ноги тоже хорошо видны, когда актриса героически выполняет сальто на высоко подвешенной трапеции. Она даже немного поет «Я из пушки в небо уйду…», ну а лирический монолог о любви произносит прямо-таки очень трогательно. Почти как в русском психологическом театре. С легким акцентом, разумеется: она же играет американку!
Финал спектакля подводит оптимистические итоги: страна победившего социализма все-таки запускает ракету на Луну. Негритенок Джонни растет стремительно не по дням, а по часам. Ленин — директор цирка сначала цитирует Владимира Владимировича… Маяковского, а затем Владимира Ильича, весьма нелицеприятно высказавшегося о творческой интеллигенции, которая считает себя мозгом нации, а на деле является ее… Ну, вы знаете. В конце все поют куплет «Весь век мы поем, мы поем, мы поем, шик-блеск-красота…» В психоделическом миноре, разумеется.
Комментарии
Читайте также
Иностранцев могут начать страховать от департации из РФ
Зачем россиян хотят лишить «сладкой» жизни
6
Стюардесса нарисовала иллюминатор для капризного пассажира
Драгунова покинула пост замглавы Росмолодежи
Последние новости
Журналистка Винокурова назвала «отвратительной» идею помощи элитной московской школе
Зачем россиян хотят лишить "сладкой" жизни
Стюардесса нарисовала иллюминатор для капризного пассажира