Войти в почту

Дмитрий Юровский: Cлова Евгения Евтушенко должны быть высечены в каждом офисе

В этом году российская культура отмечает сразу два юбилея - 55 лет исполняется первому исполнению 13-й симфонии си-бемоль Дмитрия Шостаковича на стихи Евгения Евтушенко.Поэту 18 июля исполнилось бы 85 лет. К сожалению, он не дожил до круглой даты всего трех месяцев. 1 апреля Евгений Евтушенко ушел из жизни. В самом начале лета, 4 июня в Большом зале Московской консерватории им. П. И. Чайковского прозвучат музыка Дмитрия Шостаковича и поэзия Евгения Евтушенко. Симфонический оркестр Москвы "Русская Филармония" исполнит знаменитую 13-ю симфонию, написанную на пять стихотворений поэта: "Бабий яр", "Юмор", "Страхи", "В магазине" и "Карьера". Сегодня подготовка к юбилейному концерту идет полным ходом. Как музыка и слово дополняют и пронизывают друг друга и какая ответственность ложится на исполнителей симфонии сегодня, "ВМ" рассказал дирижер Дмитрий Юровский. Он признается сразу: перед этим концертом волнуется особенно, ведь эту музыку ему предстоит дирижировать впервые. - К тому же, для моей семьи имя Дмитрия Шостаковича имеет особое значение, - говорит Дмитрий. - Мой дед в эвакуации жил с ним на одной лестничной клетке, а уже позже у Дмитрия Дмитриевича учился мой отец. К музыке Шостаковича я отношусь с особым трепетом. Для меня она - это нечто очень близкое, родное, как и слова, которыми она наполнена. К русскому слову в семье Юровских относились с огромным уважением, а к поэзии особенно: мама Дмитрия была филологом. Она привила своим сыновьям любовь к родной литературе. - Конечно, для музыканта ближе звук, насыщенность музыки эмоциями, красками и оттенками, - продолжает Дмитрий, - но слово для меня всегда шло неразрывно с произведениями, которые мы исполняли с оркестром. Я вырос в музыкальном театре, поэтому драматургия для меня имела и имеет до сих пор огромное значение. Например, перед исполнением каждой новой вещи я пишу для себя свой собственный сценарий: продумываю подачу, акценты, музыкальные оттенки. А на репетициях часто пользуюсь словами-символами, образами, чтобы передать оркестру настроение, определенные ассоциации, возникающие от музыки, которую мы исполняем. В то же время важно выдержать грань и именно предложить слушателю свое видение музыки, а не навязывать его. И, конечно, при этом необходимо помнить, что на первом месте все же должен оставаться смысл, заложенный композитором. Свое видение должно идти следом, а не впереди. Сегодня, работая над 13-й симфонией Шостаковича, Дмитрий, по собственному признанию, погружен больше в изучение поэзии Евтушенко, чем в музыку. - Конечно же, я прекрасно знаю это произведение, - дирижер улыбается. - Эта музыка со мной уже много лет. Сегодня, когда я репетирую ее с оркестром, для меня очень важно глубоко осознать второй ее аспект - слово Евгения Евтушенко. Как известно, Шостакович использовал пять стихотворений поэта. Они очень разные: "Бабий яр", "В магазине"... Кстати, если вчитаться в последнее, удивляешься, как настоящий мастер слова видит драму в, казалось бы, самой простой жизненной ситуации. А четвертое стихотворение, "Карьера", я считаю, должно быть буквально высечено в каждом современном офисе.До концерта остается чуть меньше месяца, волнение растет, но Дмитрий Юровский уверен: вы пройдет на самом высоком уровне, ведь с ним - настоящие профессионалы. - Каждый раз, работая с Симфоническим оркестром Москвы "Русская Филармония", я испытываю чувство новизны, получаю свежие впечатления, - рассказывает дирижер. - Это очень важный момент. Он подтверждает, что я работаю с истинными музыкантами. Конечно, огромное значение в нашем искусстве имеет техника исполнения. Быть музыкантом - тяжелый труд, ремесло, требующее постоянных репетиций. Но это еще не все. Есть в каждом из нас некий внутренний инструмент, заставляющий живо реагировать на то, что происходит вокруг и, конечно же, на музыку, которую мы исполняем, пропускать ее сквозь себя, глубоко понимать и сопереживать ей. Без этого быть музыкантом в полном смысле слова просто невозможно. Я очень рад, что работаю с настоящими мастерами, с прекрасными исполнителями. Это особенно важно сейчас. Когда мы начинали подготовку концерта, приуроченного к юбилею Евгения Евтушенко, мы знали, что на нас лежит большая ответственность. После того, как стало известно о смерти поэта, эта ответственность стала еще больше. Полное интервью с дирижером Дмитрием Юровским в ближайшее время будет опубликовано на сайте "ВМ". Следите за обновлениями.