Войти в почту

Победить Дракона опять помогает любовь

Константин Богомолов на сцене МХТ поставил спектакль по пьесе Шварца «Дракон» с учетом реалий нашего времени, когда само слово «рыцарь» произносится с насмешкой, даже самые благовоспитанные девушки вполне спокойно могут и покурить, и выругаться, а о спасении мира всерьез говорят разве только очень наивные люди.Константин Богомолов берется соединить театр с кино, легенду о рыцаре Ланцелоте с историей мира, а сцену Художественного театра с эстрадой и танцплощадкой. Зачем? Ну хотя бы затем, что живее всех живых философий выражение из сатиры древнеримского поэта Ювенала «Хлеба и зрелищ». Дракон (Игорь Верник) сидит за столом в семье архивариуса и его дочери Эльзы (Надежда Калеганова) и довольствуется скромной пищей. Квартирка, в которой живут летописец и самая прекрасная девушка города, где правит Бургомистр (Олег Табаков), до боли знакомая — советская. Здесь все только самое необходимое: маленький телевизор, диван, стол, шкаф и кот. Пожалуй, кот — роскошь. Тем более если он ученый, как у Пушкина или как у Булгакова в романе «Мастер и Маргарита». Впрочем, филолог Богомолов в этой постановке не очень-то оперирует литературными ассоциациями, зато прибегает к кинематографическим образам. «Летят журавли», «Июльский дождь», «Коммунист» и своя первая попытка снять кино — причем с самим Олегом Табаковым. Олег Павлович — на сцене и на экране. Гениальная игра мастера, где каждый мускул играет — крупным планом. А что делает с голосом Табаков! Все нотки — и женщины, и ребенка, и монстра, только не кота Матроскина, ибо гений никогда не повторяется. Олег Павлович, играя полусумасшедшего Бургомистра, напевает свою роль. «Было, было, было, но прошло», — поет на пике своей популярности София Ротару. Эта строчка Михаила Шаброва имеет отношение как к любви, так и к истории. Но не проходит истинная любовь рыцаря. В кого бы ни превратился рыцарь Ланцелот — а в спектакле «Дракон» он превратился в очень странное бесполое существо, — он все равно узнает Эльзу и спасет ее от ошибочного брака. Богомолов позволил себе вольность — женить Бургомистра на юной девушке Эльзе. А что? Сегодня в порядке вещей, когда «богатенькие Буратино» женятся на бедных, но красивых девушках. Мир сошел с ума — это очевидно. Все летит в тартарары. Но поскольку Ланцелот еще в состоянии узнать Эльзу, а она его — опознать, надежда есть. Правда, это не та любовь, что раньше, по Шварцу. По форме не та. А по содержанию — очень даже та. Что и во все времена. Ланцелота и Эльзу играют актеры стажерской группы МХТ: Кирилл Власов и Надежда Калеганова.

Победить Дракона опять помогает любовь
© Вечерняя Москва