Все, что нужно знать о скандале вокруг «Матильды» Алексея Учителя
Эта история началась в ноябре 2016-го, а скандалы вокруг нее не утихают и по сей день. Хоть по этой теме не высказался разве что ленивый, Caspart не отстает от тенденций и, собрав воедино главные факты и мнения о кинокартине, посвященной роману последнего царя Российской империи Николая II и балерины Матильдой Кшесинской, вместе с читателями пытается понять, есть ли здесь правые и виноватые. Ноябрь 2016-го. Экс-прокурор республики Крым, а ныне депутат Госдумы Наталья Поклонская направляет запрос на проверку тогда еще не завершенного фильма «Матильда» генпрокурору России Юрию Чайке. Наталья объясняет природу своего обращения как некий сформировавшийся протест со стороны нескольких общественных организаций (в т.ч. «Царский крест») против проекта, являющегося «угрозой нац. безопасности». На самом деле Алексей Учитель, режиссер картины и один из самых уважаемых деятелей культуры нашего времени, всего лишь снял фильм о любви между балериной и наследником престола, ставшим последним императором Российской империи и причисленным к лику святых. По мнению Поклонской, кинокартина порочит имя Николая, искажая его образ, а история, взятая за основу фильма, не более чем миф. Режиссер от этой проверки только отмахнулся, назвав ее «маразмом», ведь фильм тогда даже не был доснят. После Учитель выступал с заявлением, что прокуратура проводила проверку, но никаких нарушений не выявила. 30 января этого года Наталья Поклонская подает запрос на вторую проверку, продолжая настаивать на своем. РИА новости цитирует ее: «Нельзя допустить, чтобы в прокат вышел фильм, являющийся сознательной антиисторической подделкой, направленной на дискредитацию, клевету и глумление над одним из самых почитаемых святых нашей Церкви — царя Страстотерпца Николая II и его семьи». В новом запросе Поклонская запрашивает дополнительную проверку сценария с привлечением историков и богословов, а также источников бюджетного финансирования. В ответ на повторное обращение Поклонской, наконец, последовала ответная реакция от Алексея Учителя, который в свою очередь подал заявление в прокуратуру (прокуратура в данном деле, видимо, выступает в роли родителей повздорившей малышни). Он просил оградить съемочную группу от клеветнических нападок, и, что не маловажно, «угроз и противоправных действий лиц экстремистской направленности». Под эгидой Поклонской против кинокартины выступает множество религиозных общественных организаций, неоднократно угрожавших как съемочной команде, так и потенциальным зрителям. Если вы подумали, что знаете, какой ответный шаг предприняла Наталья Поклонская, спешу обрадовать: заявление было отправлено (нет, не в прокуратуру) в управление МВД по борьбе с экстремизмом с просьбой проверить высказывания Алексея Учителя и его адвоката, Константина Добрынина, которые обвинили депутата Госдумы Поклонскую в провокации псевдорелигиозных организаций на экстремистскую деятельность. Подобные высказывания со стороны режиссера побудили члены движения «Христианское государство – святая Русь», рассылавшие письма с угрозами кинотеатрам, которые будут прокатывать «Матильду». Так что же здесь происходит? О чем фильм Алексея Учителя? Матильда Кшесинская – молодая балерина, познакомившаяся с царской семьей на своем выпускном балу Императорского театрального училища. Практически сразу после первой встречи между молодыми людьми, Кшесинской и наследником Николаем, возникло чувство. Однако романтические отношения начались лишь спустя некоторое время. Кшесинская отчетливо понимала, что брака между ними быть не может, и после помолвки Николая с Алисой Гессенской они больше не встречались. Об этом говорит история. Судя по трейлерам, фильм несколько разворачивает фокус на любовный треугольник самой Кшесинской (между ней, наследником Николаем и графом Воронцовым) и вынужденное смирение Николая с разбитым сердцем - посредством чрезмерно пафосных выражений: «Ты – царь. Ты имеешь право на все, кроме любви». Почему Поклонской не все равно? С ней все понятно. Поклонская – глубоко верующий человек, и о последнем русском императоре Николае II, причисленном вместе со своей семьей к лику святых, говорит всегда и везде. Окончательную ясность в картину внесло выступление депутата в эфире «Царьград ТВ», где Поклонская с благоговением в голосе рассказывала о «мироточащем» бюсте последнего императора. После многочисленных запросов Поклонская сама заказывает экспертизу фильма. Итоги ее достаточно предсказуемы по своему содержанию, но невероятно впечатляющи по своей формулировке. Медуза коротко пересказывает содержание экспертизы, а мы лишь выведем заключение: фильм «Матильда» показывать нельзя, так как он совершенно точно, намеренно и предумышленно оскорбляет чувства верующих. В ответ на экспертизу совсем ошарашенный Учитель обращается в комитет по этике Госдумы, явно сомневаясь в правомочности действий Поклонской. Занавес. Во время нешуточной борьбы между заявлениями в органы власти известные кинематографисты подписывают открытое письмо, в котором призывают к запрету цензуры не только на страницах Конституции. Как реагирует правительство? Первый замминистр культуры Владимир Аристархов заверил, что минкульт не будет учитывать экспертизу фильма «Матильда» при решении вопроса о выдаче прокатного удостоверения. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков выразил мнение большинства: "пытаться оценивать фильм, который еще не готов, ну по меньшей мере странно", выявляя озадаченность существованием экспертов, способных определять соответствие тому или иному каноническому образу. Председатель правительства Дмитрий Медведев также выразил непринятие преследований авторов, произведений искусства которых еще никто не видел. Каково мнение РПЦ на настоящий момент? Митрополит Волоколамский Иларион уже посмотрел фильм (не совсем готовый, но целиковый) и назвал его «апофеозом пошлости». РБК цитирует: «Это человек, который церковью канонизирован. У церкви особое отношение к этому человеку. В день его кончины, в день убийства царской семьи, в Екатеринбург съезжаются десятки тысяч людей и проходят крестным ходом. Они идут от места расстрела до места его предполагаемого захоронения. Пять часов идет этот крестный ход из 60, 70, 80 тыс. человек. Вы представляете, какова будет реакция православных верующих, когда выйдет вот этот фильм?», - сказал митрополит. Казнить нельзя помиловать Осилив эту историю (которая, несомненно, окончится еще не скоро), можно выдохнуть - большинство понимает, что скандал, у истоков которого стоит депутат Поклонская, фактически высосан из пальца. Она называет образ Николая, начертанный в «Матильде», мифом, но Ларс Айдингер (исполнитель роли наследника) раскрывает перед нами истинное символистское звучание персонажа: «Для тех, кто видит Николая святым, это не реальный, а мифологический персонаж. Если как художник ты имеешь дело с реальным человеком, надо показать драматизм его жизни, его соблазны и его ошибки. Я показал любовь Николая к двум женщинам - Матильде и Александре. Это история конфликта двух чувств: одно символизирует незыблемую традицию монархии, другое - стремление быть свободным человеком. Матильда - метафора анархии и свободы.» Когда зарождалось искусство, вместе с ним появилось непреложное правило: искусство – вне политики и религии. Я не говорю о его абсолютной изоляции, или об отсутствии неразрывной связи между автором и временем, эпохой, политическими режимами и настроением общества. Полотно искусства создается именно благодаря таким связям. Однако искусство не может, не должно ущемляться столь дерзновенно, кощунственно, попросту глупо. Тем не менее, онлайн-петицию о запрете проката «Матильды» подписали 13 тысяч человек. Не принимающих искусство в его первозданной чистоте, не осознающих, что мы постепенно и неотвратимо возвращаемся во времена цензуры, испытывая при этом мнимое чувство свободы. А ведь так еще опаснее. Одно известно точно – общественный резонанс, созданный скандалом, выяснение отношений на государственном уровне для многих дадут пищу для размышлений, к сожалению - не самых радостных. А в заключении – такие важные слова от Марины Разбежкиной, режиссера-документалиста. Цитирует «Медуза»: «Никто не имеет права указывать художнику, как ему снимать кино, писать музыку и создавать картину. Ни прокурор, ни главы государства, ни христианское сообщество, ни зрители или слушатели. Независимость художника - это его абсолютное право, которое имеет конституционные основания». Маргарита Агаджанян