Войти в почту

Окапустились. Курганская область ждет Патриарха…

Бедность не порок! Напряженный бюджет Курганской области, который чуть не поставил под сомнение празднование 200-летия основателя Императорского Православного Палестинского Общества архимадрита Антонина (Капустина), проблемы с приемом настоятеля Русской Православной церкви Патриарха Московского и всея Руси Кириллом, обсуждавшиеся на совещании у Полномочного представителя Президента России в Уральском Федеральном округе Игоря Холманских, дали новый толчек подготовительным работам. Губернатор Курганской области Алексей Кокорин еще в октябре 2016 года объявил 2017 год в Зауралье Годом 200–летия архимандрита Антонина (Капустина). Это решение главой региона было принято на заседании Попечительского совета Православного благотворительного фонда «Батуринская святыня» по итогам рассмотрения предложения епископа Шадринского и Далматовского Владимира, председателя совета Ассамблеи народов Зауралья Владимира Уфимцева, главы Шадринского района Владимира Осокина и Православного благотворительного фонда «Батуринская святыня». Однако, финансирование объявленного года, судя по всему, при бюджетном планировании не отразилось в главном финансовом документе региона. Именно поэтому основная ставка была сделана на сбор пожертвований. В Курганской области по любому поводу ставят памятники и бюсты. Это негласная традиция, которая позволила выделить десятки миллионов рублей на памятник Тимофею Невежину, основателю города Кургана, распоряжением Президента России Владимира Путина. Своего памятника теперь ждет Сергей Балакшин, который накануне своего 140-летия был удостоен закладного камня о намерении возвести ему памятник. В случае с архимадритом Антонием, деньги собирали всем миром, так как памятник станет центральной частью праздничных торжеств, запланированных на 25 августа на родине подвижника в селе Батурино Шадринского района. На восстановление и реконструкцию Спасо-Преображенского храма, на бюст, который откроют у его входа, средства собирал Православный благотворительный фонд «Батуринская святыня». Благое начинание, как всегда, обрастает завесой таинственности, если к ней причастны власти. Сложно сказать, что и кем движет при принятии тех или иных решений, но историческая правда отступает под натиском сухого расчета и шелеста купюр. Если в Екатеринбурге общественные пространства стали местом противостояния Градостроительного совета при Губернаторе Свердловской области Евгения Куйвашева и частью горожан по поводу застройки городского пруда, то в Курганской области эти противоречия менее заметны. ИА «Уральский меридиан» пока не удалось найти подтверждение информации о стоимости бюста архимандрита Антонина (Капустина), который создает скульптор Станислав Голощапов. Источники расходятся в данных, называя суммы от 2 000 000 рублей и существенно больше, сравнивая ее со стоимостью бюста декабристу Михаилу Нарышкину, который был установлен в Кургане и обошелся жертвователям в 700 тысяч рублей. Вопрос даже не в затраченной сумме, а в том, насколько на нее автору удалось передать исторический облик архимадрита. В распоряжении редакции имеются фотографии бюста, который планируют установить. Стилизация образа — художественный прием, который допустим, если нет достоверных сведений о человеке. Если автор памятника Тимофею Невежину скульптор Ольга Красношеина не была стеснена фактурой героя, то у Станислава Голощапова имелись прижизненные фото Антонина, которые, видимо, не стали прообразом его творения: церковное облачение и награды, пожалуй, все, что связывает бюст с Капустиным. Так видит его скульптор. Так будут видеть его потомки, на которых бюст будет взирать в создаваемом сквере имени архимандрита Антонина в его родном селе. Историки, музейные работники и исследователи наследия архимандрита Антонина, насколько известно редакции, к обсуждению итогового макета бюста не привлекались, его приемка заказчиком осуществляется без их участия. Новоделы, которыми часто заменяют объекты культурного и исторического наследия, перекочевали на образы исторических личностей, еще немного, можно будет взяться и за саму историю… Кстати, в православной традиции к увековечиванию памяти всегда подходили более взвешено, образы святых при канонизации выверялись специальной комиссией, прежде чем стать иконой. Памятники же всегда более стремятся запечатлеть не человека, передать сходство которого мудрено, а отображают ратные или духовные подвиги, походя более на знаки… Светской власти, которая пытается приблизиться к образам прошлого, этого не понять… На фотографии в миниатюре — Джон Леннон