В мире
Новости Москвы
Политика
Общество
Происшествия
Наука и техника
Шоу-бизнес
Армия
Статьи

«"У тебя такие глаза" Майи Кристалинской для меня вещь на уровне Билли Холидей

«"У тебя такие глаза" для меня вещь на уровне Билли Холидей
«"У тебя такие глаза" Майи Кристалинской для меня вещь на уровне Билли Холидей
Фото: КоммерсантКоммерсант
Сценарист о музыке в сериале «Оптимисты»
В конце апреля на канале «Россия 1» стартует сериал «Оптимисты» о жизни молодых советских дипломатов в начале 1960-х годов. Идея сериала принадлежит американскому журналисту и сценаристу Михаилу Идову, который к тому же имеет опыт сочинителя песен в составе групп S ielerfrau и Zilberman. На музыкальных интернет-платформах уже доступен саундтрек к «Оптимистам». Это редкий случай для российского сериального производства: отдельным альбомом выходит не подборка шлягеров под маркой сериала, а оригинальная музыка, да еще сочиненная одним из авторов. А сегодня в сети появился клип на первый сингл «Оптимистов» «А я тебя нет». Вокальную партию в этой песне исполнила . “Ъ” воспользовался этим поводом, чтобы расспросить МИХАИЛА ИДОВА о том, какое место занимают его песни в мире «оттепельной дипломатии».
— Я знаю, что идея сериала «Оптимисты» возникла давно — возможно, еще до начала твоей работы в в качестве главного редактора журнала GQ. А когда возникла идея сделать саундтрек именно таким: в таком стиле, отдельным релизом, а главное — под своим именем?
— Первый вариант первой серии был написан еще в 2010 году. А саундтрек начал подбираться как-то незаметно и органично. Я всегда знал, что во вселенной «Оптимистов» будет ресторан «Журавли», в котором будет звучать некая живая музыка. Уже во время съемок я решил, что это должен быть серф-рок — так родилось трио «Прибой». А дальше я начал этот серф для них писать. Начиная с мелодии «Soviet Surf», которую Алексей Попогребский поставил в начальные титры. К ней подтянулись одна, две, три, десять вещей, причем я впервые в жизни обнаружил, что могу писать тексты на русском языке. Когда занимаешься стилизацией, а не пытаешься самовыразиться, это дается гораздо легче. А в самом трио «Прибой», кстати, в кадре играют музыканты, работавшие со мной над альбомом-саундтреком,— Даниил Шейк и .
— Люди, заметные и в реальной жизни
— О да. Даниил Шайхинуров — человек-оркестр, который ставил звук группам «Обе две» и OQJAV, а теперь занимается в основном своим проектом Daniel Shake и очень интересным дуэтом «Мы» со своей израильской подругой. Ярослав — человек из вообще другого мира: классический пианист, а также музыкальный журналист и популяризатор классики да еще вдобавок звонарь мирового уровня. Это едва ли не первый его экскурс в поп-музыку. Ярослав, кстати, написал оркестровые аранжировки для партий, которые для нас записал Македонский симфонический оркестр. Мы с Даниилом и Ярославом подружились года полтора назад, работая над моим маленьким англоязычным проектом Zilberman. Кроме того, я огромный фанат OQJAV (и страшно скорблю по поводу их недавнего распада). Поэтому у меня ни на секунду не возникало вопросов, с кем именно я хочу работать над этим саундтреком. А потом музыкальный проект начал довольно причудливо переплетаться с сериалом. Это ведь не просто саундтрек. Половина песен, например, не звучит в сериале или звучит в сильно измененном виде, но на альбоме их поют актеры из сериала. и , которые сыграли у нас застенчивую влюбленную пару Аркадия Голуба и Клаву Моршанову, поют дуэт «Не знаю». При этом почти невозможно понять, поют они его от себя или от лица персонажей.
— Интересно, обсуждали ли вы музыку к сериалу с его продюсером ? Ведь это он создал моду на оттепельное ретро в «Стилягах» и «Оттепели»...
— Заглавная композиция из «Оттепели» Тодоровского — офигенная песня. Именно из-за нее мой выбор серф-рока и звука студии Motown в качестве ориентира для «Оптимистов» отчасти шел от противного: мне нужно было что-то укорененное в нужной эпохе, что при этом не звучало бы как «Оттепель». Вдобавок у серфа на удивление глубокие корни в советской повседневности. «Международная панорама» открывалась композицией The Ventures, в фильме Панфилова «Начало» постоянно звучит музыка The Shadows и т. д. Но для Тодоровского, по-моему, появление в сериале моей музыки явилось скорее сюрпризом — надеюсь, приятным — уже на стадии съемок. У меня менее однозначное отношение к музыке из «Стиляг»: концепция «хиты 1980-х в звуке 1950-х» мне всегда казалась слишком сложносочиненной. Но за одну «Круговую поруку» в исполнении Жени Брик я готов все простить. Кстати, на «Оптимистах» Брик поет наш единственный кавер — полузабытый шлягер «Звезды в кондукторской сумке», который в сериале является музыкальной темой ее героини Галины.
— А я как раз хотел сделать тебе комплимент насчет точного попадания в стилистику нашей женской эстрады 1960-х. Я уверен, что она была не хуже западной. Некоторые вещи , Майи Кристалинской, , Нины Дорды, как и квартета «Аккорд», например, просто потрясают актуальностью для того времени.
— Я абсолютно согласен. Одна «У тебя такие глаза» Кристалинской для меня вещь на уровне Билли Холидей. «Звезды» пела на заре карьеры , но мне она запомнилась в исполнении певицы Лидии Клемент. Вместе с историей самой Клемент — она могла бы стать звездой масштаба самой Пьехи, но скончалась молодой, выпустив всего один альбом. Нам с режиссером Алексеем Попогребским сразу захотелось как-то использовать сериал, чтобы возродить эту песню и с ней имя Клемент. Я даже отдельную песню «про Клемент» написал, но она внезапно написалась на английском и в сугубо неподходящем стиле, поэтому в альбом не вошла.
— Понятно, то есть внутри вселенной сериала есть уже целый мир саундтрека с гиперссылками... А что с музыкой ? Как она пересекается с твоей?
— Аня Друбич написала почти всю «симфоническую» музыку для сериала. Мы с ней пересеклись только на одной композиции. На альбоме она называется «Рычаги давления» и является чем-то вроде темы для моментов решительного действия. В кадре она звучит в аранжировке и интерпретации Друбич. Причем в ключевые моменты — в конце первой и последней серий.
— Не могу не спросить про титры — они не хуже, чем в сериале «Молодой папа», по части гиперссылок. Их хочется расшифровывать. Музыка там твоя?
— Да, и я не удержался от соблазна сыграть тему сам! Что интересно с этой темой для титров, мы сели и сыграли ее вживую — все, кроме оркестра. Антон Шохирев на барабанах, Даниил на басу, Ярослав на пианино и я на гитаре. С ответственными темами для телесериалов так в наше время редко бывает. Визуальной стороной титров мы очень гордимся. Идея принадлежит мне и Алексею Попогребскому примерно пополам. Мы написали целый сценарий, в котором концепция «рабочий стол дипломата = пульт управления миром» рассматривалась с разных сторон. Мой любимый момент — это настольный календарь, который превращается в блокпост между Восточным и Западным Берлином, причем это происходит «между» 12 и 13 августа (в точное время возведения Берлинской стены).
— Ты долго выбирал певицу для первого сингла «А я тебя нет»? Или сразу возникла кандидатура Елки?
— С Елкой получилась какая-то магия. Когда стало ясно, что у «А я тебя нет» есть потенциальная жизнь вне сериала (где ее, кстати, прекрасно исполняет актриса Маргарита Адаева), я больше никого и не рассматривал. Елка была первым выбором, и если бы она отказалась, я, честно говоря, не знал бы, к кому идти дальше. Поразительным образом она практически тут же согласилась, и через две недели песня была готова. Синхрон для клипа мы сняли в центре современного искусства «Гараж» на знаковом фоне советской мозаики «Осень», реабилитированной . Кстати, мне кажется, эта мозаика неплохо символизирует наш подход к истории в самом сериале. С одной стороны, она дает как бы идеализированную картину советского дизайна, с другой — ее изъяны и рваные края стали теперь ее органической частью, о чем ее изначальные создатели и помыслить не могли.
— В клипе ты играешь на гитаре
— Гитара Gibson E i hone в паре со встроенным вибрато усилителя Fender — идеальное орудие для серф-рока. Эта модель существует как раз с 1959 года, так что в хронологию нашу вписывается. Гитарист в самом сериале играет буквально на этой же гитаре.
— Мне показалось или ты играешь монетой?
— Не показалось!
— Советской дореформенной?
— Так глубоко мы не забирались — первой попавшейся. Но это хороший олдскульный прием для более «толстого» звука. Соло в песне «Беговая аллея» я тоже монеткой играю. Вот, кстати, песня, которую я был бы счастлив отдать в репертуар какому-нибудь певцу с настоящим голосом. Но пока спел ее сам.
— Еще из мужских голосов там у вас , еще один поющий бывший главред (журнала ОМ.— “Ъ”)?
— Для песни «Три часа ночи», написанной более или менее от лица главного героя Григория Бирюкова, я попытался максимально поместить себя в пространство таривердиевской баллады, но во второй половине вышел все равно скорее какой-то глэм-рок. Поэтому мне нужен был солист, который смог бы с легкостью превратиться, условно говоря, из Кобзона в Боуи и обратно, и Игорь Григорьев как раз таким и оказался.
— Что еще можно сказать о вашем клипе? Может, костюм у тебя какой-то аутентичный? Из гардероба или вроде того?
— Не знаю, что именно тут можно сказать. 1960 год на дворе — не в майке же играть. Но Гинзберга я и вправду в сериале сыграл — правда, в фильме мы его не называем по имени. У всех авторов сериала есть в нем небольшие роли. Не из-за актерских амбиций, а скорее как подпись под проделанной работой. Сценарист Лена Ванина играет богемную девушку из окружения Альберта Покровского (его играет ). А моя жена и соавтор Лили сыграла крайне запоминающуюся стервозностью сотрудницу .
— Скажи, вы собираетесь играть этот материал живьем?
— Да, обязательно. Будет как минимум один большой концерт-презентация, но уже после эфира. Скорее всего, в начале июня.