Войти в почту

Александр Адабашьян: Петренко пел на рынке, а прохожие кидали мелочь...

40 дней назад скоропостижно скончался народный артист РСФСР Алексей Петренко, решил напомнить Sobesednik.ru. Он – один из немногих актеров, чье имя приравнивают к легенде. присутствовали на церемонии прощания с актером и поговорили с его коллегами, друзьями и родными. Близкие рассказали о том, кого они винят в смерти кинозвезды, как он оказался не нужен современному кино и почему устал от жизни и людей. – Родился Алексей Васильевич в семье крестьян 26 марта 1938 года в Черниговской области. В те времена строго следили за своевременной регистрацией детей, и в официальных документах дата рождения была другой – 1 апреля, потому что отец Петренко только через несколько дней после рождения сына смог выбраться в сельсовет. Жил будущий актер обычной жизнью крестьянина. Помогал отцу пасти скот, работал вместе с ним в слесарной мастерской, занимался борьбой. Потом он увлекся театральным искусством, пошел в драмкружок и бросил спорт. Дважды Алексей проваливал вступительные экзамены в театральные училища Киева. Кто бы мог подумать тогда, что молодой крестьянин станет одним из самых успешных актеров Советского Союза. Петренко не сдавался. Чтобы как-то прокормить себя, подрабатывал кузнецом. Может быть, именно поэтому у него всегда было спокойное и серьезное выражение лица. С третьего раза Алексей Васильевич все же поступил в профильный вуз, и началась его актерская жизнь. Не получив удовольствия от профессиональной деятельности на родной Украине, Петренко перебрался в Россию. Подающего надежды молодого актера пригласили играть в престижный Театр имени Ленсовета. – Меня всегда поражала его соразмерность замыслу, что бы он ни играл, – вспоминает актриса Ирина Купченко. – Не могу сказать, что он воплощал какие-то образы, характеры, он передавал смысл. Я была абсолютно потрясена, когда услышала, как он читает монолог из повести «Тарас Бульба». Алексей Петренко относится к числу тех актеров, каких, наверное, уже и не будет. Его можно сравнить с артистами прошлой эпохи, когда был лишь театр, где не было режиссеров, художников-постановщиков, а вся ответственность ложилась на плечи актеров, поэтому масштаб работы там был другой. Конечно, любая потеря всегда страшна, но если говорить о художественной потере, то она произошла гораздо раньше смерти Алексея Васильевича. Не использовать артиста такого масштаба – самое страшное. В последние годы он почти не снимался в кино, режиссеры словно не замечали его. Визитной карточкой известного актера стала роль в киноленте Элема Климова «Агония». На главную роль – Григория Распутина – уже утвердили Леонида Маркова. Надо сказать, поиски артиста, сумеющего сыграть такого сложного персонажа, были долгими. В последний момент режиссер изменил свое решение. Увидев в театре постановку «Преступление и наказание», где Свидригайлова играл Алексей Петренко, Климов решил попробовать молодое дарование в своем фильме и не прогадал. Известный советский и российский кинодраматург Александр Адабашьян сказал: «Актеры еще будут пробовать себя в роли Распутина, но будут играть не Григория, а Петренко». – Только тогда, когда мы теряем, мы понимаем, кто был рядом с нами, – говорила на церемонии прощания актриса Светлана Светличная. – Мы снимались вместе в фильме «День гнева». Картина смотрибельна и сегодня, так как главного героя играл Алексей Васильевич. Я всегда сравниваю людей с окружающим миром. Петренко сравнила бы с Байкалом – чистый, глубокий, с тайной и легендами. Сегодня поклонники, друзья и коллеги Алексея Васильевича в один голос упоминают о небольшой работе актера. В картине «Двадцать дней без войны» Петренко сыграл роль военного Юрия Строганова, который возвращается с фронта домой, чтобы расправиться с женой, изменившей ему. Роль эта стала судьбоносной благодаря пронзительному монологу. Известный российский актер театра и кино Валерий Баринов и вовсе не понимает, как Петренко удалось одним лишь монологом передать столько живых эмоций. Каждый, кто хоть единожды общался или работал с Алексеем Петренко, отмечает его внутреннюю энергию. Человеком он был загадочным: с одной стороны – добрый друг с непревзойденным чувством юмора, с другой – отшельник, уставший от людей. – Так получилось, что несколько лет назад мне удалось прикоснуться к тому, что называется великим талантом, – восторгается российский космонавт Федор Николаевич Юрчихин. – Скажу как зритель, выросший на фильмах Алексея Васильевича – это ярчайший из бриллиантов, это то, что можно назвать каноном советского кинематографического мастерства. Он обладал тонким чувством юмора. Помню, в театре актеры сказали Петренко: «Вы наше достояние». На что он ответил: «Да нет, я наше долежание». До сих пор улыбаюсь, вспоминая эту фразу. Лёша всегда просил: «Ты как-нибудь соприкосни меня с космосом». Незадолго до страшной трагедии в Центре подготовки космонавтов снимался клип группы Motor-Roller. Он сыграл космонавта, совершающего выход в открытый космос. Мы облачили артиста в космическую одежду. Насколько бережно он разговаривал с инструкторами, как он по-детски смотрел на все, что его окружает! Помимо игры на сцене, Алексей Петренко любил петь. Он был очень музыкальным человеком. В 2009 году актер предстал перед публикеой в амплуа певца. Артист выступал с концертами и пел в церковном хоре. Исполнять Петренко любил старые русские романсы. – У Алексея была мечта – спеть полностью Бориса Годунова, – рассказывает Александр Адабашьян. – Мечты есть у всех, а он их осуществлял. Случилось это, как ни странно, на рынке. Алексей Васильевич просто встал и начал петь. От начала и до конца он исполнил великое произведение в телогрейке и жуткой драной шапке. Прохожие кидали монеты в рядом стоящий ящик. Никто и подумать не мог, что перед ними народный артист РСФСР. В последние годы своей жизни Алексей мало снимался. Роли, которые предлагали артисту, были неинтересны Петренко. К своему 80-летию артист готовил собственную концертную программу, хотел также написать автобиографию, но планам, к сожалению, не суждено было сбыться. Он не дожил до юбилея чуть больше года. По словам вдовы Петренко Азимы, муж скончался внезапно, на здоровье он никогда не жаловался. Женщина считает, что Алексея подкосила скандальная история с его родной дочерью Полиной от первого брака. Она много лет не общалась с отцом, но пришла на одно ток-шоу и нелестно отозвалась об отце и его семье. В разговоре с «Только звездами» актриса, член Союза кинемато-графистов Наталия Дрожжина назвала причину случившегося. – В его смерти виновен не возраст, работа или болезнь, а именно то, что его оскорбили на ток-шоу, – уверена Дрожжина. – Я очень хорошо отношусь к журналистам, но то, что сделали на этой программе, нельзя оправдать. Актеры – как дети, их нельзя обижать, тем более незаслуженно, да еще и на всю страну. Пусть этот грех останется на тех, кто работал над этой программой. Не хочу винить дочь, это ведь другое поколение с иными ценностями. Алексей Васильевич – великий человек. Таким отцом нужно гордиться. Может, он был не прав в чем-то, но личное выносить на суд всей России – несправедливо. Финалист 12-го сезона «Битвы экстрасенсов» Анатолий Леденев утверждает, что актер в последние годы и вовсе потерял интерес к жизни. – Я приехал к Алексею Васильевичу почти два года назад, чтобы вылечить его ногу, – вспоминает экстрасенс. – Актер Владимир Новиков порекомендовал меня жене Петренко Азиме. Женщина переживала, что артист не примет меня, однако опасения были напрасны. Я привез с собой миро с капелькой крови. У знакомой матушки Иверская икона Божией Матери замироточила за пару дней до начала войны на Украине. Миро я подарил Алексею, он очень переживал о событиях на родине. Мы с ним долго общались, казалось, я знал его годы, хоть и видел впервые. В разговоре Алексей Васильевич и поведал мне о том, как устал от людей, да и вообще от жизни. На официальной панихиде было немного людей – друзья и коллеги артиста. По непонятным причинам молодые коллеги не пришли почтить память Петренко. Лишь Алексей Панин, вокруг которого то и дело разгораются скандалы, посчитал нужным проводить в последний путь великого актера. Из самых близких родственников у могилы находились вдова Азима и родная дочь актера Полина Петренко. После официальной части наследница артиста по-спешила уйти, организационные вопросы, как и при жизни, остались на любимой женщине.

Александр Адабашьян: Петренко пел на рынке, а прохожие кидали мелочь...
© ИД "Собеседник"