Теарт DEREVO привез в Самару спектакль «Последний клоун на Земле» 

Самарский театр драмы. 3 апреля. Аншлаг. Середина спектакля. Зритель с третьего ряда гоняет по проходу клюшкой шайбу. На первом ряду дама в вечернем платье торопится — надувает шары, которые после разлетаются по всему залу. На сцене случайная девочка изо всех сил бьет в барабан, а парень дергает струны гитары. Кто-то из зрителей вертится с табличкой Applause (аплодисменты), а кто-то бьет поклоны портрету . Над этим всем возвышается в своей мусорной тачке человек с абсолютно мефистофелевской внешностью. На голове у него ноги пластмассовой куклы, на плечах фигурки леса и птиц. С кривой улыбкой, негромко, он произносит: «А что еще надо — мы же театр». снова в .
"Последний клоун на Земле" — это час двадцать минут страсти, страха, боли, восторга, иронии, самоотдачи одного актера. Сложный путь клоуна от осознания своего предназначения до самой смерти зашифрован в образах, движениях, видеоинсталляциях. Психоделическое эссе клоуна о своей судьбе. По словам руководителя театра, и одновременно актера, Адасинского — назначение спектакля не шокировать зрителя, а заставить его «проснуться».
Смех в этой клоунаде имеет горький вкус иронии к жестокости творческой судьбы. А судьба здесь всегда жестока. Это перекликается с манифестом театра DEREVO: «Человек постоянно находится в состоянии войны с миром, его породившим, и эту войну он проигрывает каждую секунду». Так, клоун, уже проиграв все, несколько раз выскакивает из символического гробика то покурить, то в туалет, то позвонить Богу. В спектакле много грустного смеха. Но еще больше страха. Ужас спрятан в образах жертвенности — клоун себя разбирает по частям, сдирает кожу, трансформируется в лошадь, сгорает в пламени. Адасинский словно препарирует с помощью визуальных образов судьбу артиста, ставит сложные вопросы, пафосно на них отвечает, и тут же иронизирует над собой. «Я хочу уйти вот так», — говорит персонаж, медленно взмахивает рукой, бросает долгий взгляд в глубину зала, и тут же спотыкается о дверной порог.
Два года назад DEREVO привозили в Самару спектакль «Острова», еще раньше «Арлекин». Были в городе и «Кецаль», и DIA GNOSE, и ONCE. Но нигде зритель не был полноправным участником спектакля. «Последний клоун на земле» — очень личный разговор Адассинского с публикой. Никто бы в партере не удивился, если бы актер подошел именно к нему, обнял его и сел на колени. Тараном, разрушая невидимую четвертую стену между залом и сценой, мастерство Адасинского подчиняет себе зрительный зал. «Врезаться», «впиться» в публику продиктовано желанием «достучаться» до зрителя и позволить ему измениться.
В одном из интервью Адасинский говорит, что взяться за тему клоунады его заставил фантастический ужас от слова «клоун». Он всегда его избегал и заменял на «сатира», или «великий юмор». Но DEREVO — это когда бегут не от страха, а ему на встречу. Попытка познания человеческой природы. На своих мастер-классах художественный руководитель театра дает задание новичкам — лечь на пол и двигаться, повинуясь своим желаниям, как подсказывает чувство, а не разум. Это очень похоже на концепцию японского театра Буто. И здесь, по словам Адасинского, какие только демоны не лезут из человека. Умение собрать эти движения в образы и преподнести зрителю в эстетической форме, в характере театра DEREVO.
Еще несколько лет назад Адасинский приводил в пример самарского зрителя, пока еще не совсем готового к его театру. Поводом для шутки стал «Арлекин», — когда спектакль закончился зрители еще долго ждали продолжения, не понимая, что пора уходить из зала, ведь занавес не опустился, а артисты не вышли на поклон. Но сейчас самарцы не просто готовы к DEREVO, они его очень любят и ждут. Публика откликается на каждое движение, открыта, с искренним интересом следит за экспериментами, и готова участвовать в них. Может поэтому Самара стала городом, который театр регулярно посещает, предоставляя зрителям право судить премьеру. «Последний клоун на земле» приехал в Самару сразу после родных театру и . Наверное, это любовь.
Видео дня. Хилькевич захейтили за признание о пережитых домогательствах
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео