Войти в почту

Ангелы в камышах: как проходят съемки фильма Кирилла Серебренникова в Руанде

В восточноафриканской Республике Руанда подходят к концу съемки фильма для нового проекта художественного руководителя "Гоголь-центра", российского режиссера театра и кино Кирилла Серебренникова. Картина, в которой главные роли исполняют руандийские дети, станет частью оперного спектакля "Гензель и Гретель" по мотивам известной сказки братьев Гримм. Его премьера состоится осенью 2017 года на сцене Штутгартской оперы. Последние несколько дней для Серебренникова и его съемочной группы стали без всякого преувеличения изнурительными и очень напряженными. Микроавтобус, в котором режиссер вместе с операторами и местным продюсером с конца марта колесят по столице страны Кигали и другим областям, превратился в бурлящую идеями передвижную студию. А его пассажиры, будучи не в состоянии утолить творческую жажду и интерес к экзотике, ловят в объективы кинокамеры и фотоаппарата практически все, что будоражит воображение и вызывает восторг. А этого, надо признать, в Руанде хватает с лихвой. "Страна тысячи холмов", как уже давно называют Руанду, славится восхитительной природой, в том числе знаменитыми национальными парками, где обитают многочисленные представители африканской фауны. Чтобы снять сцены с завораживающими пейзажами, Серебренников с компанией единомышленников отправились к озеру Киву, которое расположено на границе между Руандой и Демократической Республикой Конго. Киву — одно из Великих Африканских озер наряду с Викторией, Танганьикой, Ньясой и другими. Как признался режиссер в беседе со специальным корреспондентом ТАСС, "съемки на озере Киву получились невероятными, потрясающими". Впрочем, ничего удивительного в этом нет. Знаменитое озеро с давних пор вызывает восхищение даже искушенных путешественников. Вдоль его изрезанных берегов вздымаются густые тропические заросли и пролетают стаи африканских птиц. Пожалуй, было бы несправедливо, если бы озеро Киву — признанный в мире символ Руанды — не стало одним из "героев" африканской картины Серебренникова. Однако при всем желании долго странствовать по Руанде российской съемочной группе не удается. Пора возвращаться в Кигали, где идет основная работа над фильмом. Да и сроки поджимают, хотя никто не сомневается в том, что заранее намеченный план будет выполнен. А пока неутомимая кинобригада во главе с Серебренниковым отправляется на живописную окраину Кигали, где для съемок очередного эпизода заранее выбрано место — огромное поле камыша. Здесь, по замыслу режиссера, снимается сцена, в которой исполнители главных ролей в фильме — руандийские дети Дэвид и Ариана — в гуще камыша встречают ангелов. Их играют сверстники, надевшие африканские маски. После съемок этого эпизода, все дети собираются в круг и принимаются хором петь руандийские песни о любви, родине, надежде и мечтах. Кажется, все причастные к созданию фильма настроены на одну эмоциональную волну. …Наконец, настает пропитанный ароматом экзотических цветов, умиротворяющий вечер в Кигали. Время отдыхать, однако работа не прекращается. Серебренников, несмотря на усталость, ведет за собой коллег и сопровождающую его группу немецких телевизионщиков в большой "народный" квартал Ньямирамбо. Как вскоре выясняется, предстоит снимать одну из наиболее сложных сцен фильма: в ней дети встречают песочного человека, которого играет африканец- альбинос. Наблюдая за работой Серебренникова, невольно делаешь вывод: возникающие время от времени нештатные ситуации не только не выбивают его из колеи, но, наоборот, добавляют творческого азарта, которым он подпитывает коллег по площадке. О том, что же "наколдовали" Серебренников и его группа на просторах гостеприимной Руанды, зритель узнает через полгода. Премьера оперы "Гензель и Гретель" состоится 27 октября 2017 года в Штутгарте, и, судя по настроению немецкой общественности, станет крупным культурным событием. Первин Мамед-заде