Войти в почту

Где готовят универсальных солдат: 10 продвинутых междисциплинарных программ

Один из главных признаков специалиста будущего — междисциплинарные навыки. Профессионалы такого уровня ориентируются в нескольких областях знаний, видят картину целиком и более мобильны. Университеты следуют тенденциям и все чаще совмещают несовместимое — нужно только выбрать из множества интегрированных курсов, среди которых есть как устоявшиеся программы (менеджмент инноваций или биоинженерия), так и совсем новые сочетания (например, нейроэкономика). «Теории и практики» выбрали 10 программ в России и за рубежом, которые точно стоят внимания. «Дизайн и программирование»ВШЭ БакалавриатДисциплины: дизайн, информатика, маркетингВ 2017 году Школа дизайна ВШЭ запускает новую образовательную программу «Дизайн и программирование». Все, конечно, понимают, что в современном мире эти области сближаются — дизайнерам приходится осваивать новые инструменты и программы, а разработчикам хочется делать не только функциональные, но и красивые приложения. Однако универсальных дизайнеров-программистов почти нигде не обучают — программа ВШЭ будет первой подобной в России. В зарубежных университетах таких курсов тоже мало и они чаще посвящены созданию видеоигр (например, программа Computer Games Design and Programming Стаффордширского университета в Британии).Новая программа Вышки призвана «сократить пропасть неэффективности в общении автора идеи, дизайнера, программиста и инвестора». Студентов будут превращать в «специалистов полного цикла», способных самостоятельно создать успешное приложение, медиа или компьютерную игру. В учебном плане всего понемногу: визуальные редакторы, моделирование, языки программирования, верстка, стратегии продвижения, история искусства и многое другое. Абитуриентам нужно быть готовыми к большим объемам практической работы. «История и философия естественных наук»Питтсбургский университет, США Бакалавриат и магистратураДисциплины: естественные науки, медицина, философия, инженерия, история, антропология, теологияДля универсальных гуманитариев за границей открыто множество специальностей, объединяющих элементы философии, истории, искусствоведения, политологии и даже религиозных исследований. Так, в Питтсбургском университете в США есть бакалаврская и магистерская учебная программа, посвященная истории и философским аспектам естественных наук. Похожая программа также есть в Стэнфорде. Учебный план предполагает всестороннее рассмотрение истории зарождения и развития естественных наук (биологии, физики, химии, медицины, астрономии). Также студентам расскажут о религиозных вопросах и философских дилеммах, которые сопровождали научный прогресс со времен античности.Студентам предстоят архивные исследования, анализ документов и исторические инсценировки. Выпускники могут заниматься научно-исследовательской деятельностью или работать в любой смежной области (преподавание, литература, научные и образовательные медиа и т.д.). «Анализ данных в биологии и медицине»ВШЭ МагистратураДисциплины: естественные науки, математика, информатикаЧтобы использовать новые технологии в медицине и биологии, нужны специалисты, которые одинаково компетентны в программировании и естественных науках. Магистратура подойдет двум типам абитуриентов: тем, кто получил диплом по прикладной математике и готов попробовать силы в новой области, и тем, кто имеет образование биолога или медика, понимает математику и хочет освоить более перспективную специальность.Учебный план объединил достижения трех образовательных центров: факультета биоинженерии и биоинформатики МГУ, центра «Биоинформатика» Института проблем передачи информации и Московской школы биоинформатики. Выпускники могут работать в сфере фармацевтики и медицины, в лабораториях, исследовательских центрах и коммерческих компаниях, которые занимаются, например, производством микрочипов и секвенированием генома. Спрос на таких специалистов растет с каждым годом, есть все шансы отправиться учиться или работать за границу: на сайте программы размещен список некоторых компаний, в которые можно попасть после получения диплома. «Междисциплинарное исследование сексуальности»Университет Конкордия, Канада БакалавриатДисциплины: гендерные исследования, теология, искусство, литература, история, культурология, кинематографНесмотря на распространение идей феминизма и значительный уровень интереса к теме гомосексуальности, полноценной образовательной программы по вопросам гендерных исследований в России пока нет. Зато их действительно много в зарубежных университетах. Бакалаврскую программу «Междисциплинарное исследование сексуальности» канадского университета Конкордия стоит изучить повнимательнее хотя бы потому, что она рассматривает суть человеческой сексуальности не только с точки зрения антропологии и физиологии — в этом курсе центральное место занимает интерпретация и отражение понятия сексуальности в культурологии, искусстве, литературе, истории, кинематографе и мировых религиях.Студентов научат распознавать проявления сексуальности и идентичности, обнаруживать их взаимосвязи с культурой и обществом. Можно выбрать специальность «ЛГБТ». Выпускники могут не только заниматься научной и общественной деятельностью, но также работать в сфере психологии, культурологии и искусствоведения, заниматься преподаванием. «Научная коммуникация»Университет ИТМО МагистратураДисциплины: естественные и гуманитарные науки, инженерия, информатика, журналистика, связи с общественностьюВ 2016 году Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (ИТМО) объявил о создании первой в стране магистерской программы по коммуникациям в сфере науки и образования. На данный момент это, пожалуй, лучший вариант для тех, кто хочет учиться научной журналистике и пиару в России. Научная коммуникация сочетает в себе элементы множества наук, а потому магистратура ИТМО подойдет выпускникам не только гуманитарных или социологических факультетов, но и химикам, физикам, инженерам, фармацевтам и программистам.За два года студенты научатся успевать следить за развитием технологий и рассказывать о них в доступной форме, писать научно-популярные тексты, общаться на одном языке с самыми разными аудиториями — от детей до чиновников и ученых. В учебном плане основные предметы, связанные непосредственно с наукой и коммуникациями, соседствуют с курсами по маркетингу, профессиональной этике, правовым аспектам и музейному делу. После окончания обучения выпускники могут работать в сфере связей с общественностью или СМИ. Такие специалисты востребованы в научных и образовательных организациях и изданиях, музеях, пресс-службах и любых компаниях, которым нужен популяризатор науки. «Развитие человека: генетика, нейронаука и психология»Томский государственный университет МагистратураДисциплины: генетика, медицина, психология, информатикаИнтеграция генетических, когнитивных, молекулярных и психологических исследований приближает нас к пониманию механизмов работы человеческого организма. Растет спрос на ученых, которые могут объяснить почему все устроено именно так или почему у некоторых людей все работает иначе. В России специалистов по индивидуальному развитию человека учат в магистратуре Международного центра исследований развития человека при Томском государственном университете.Программой руководит Юлия Ковас — директор Международной лаборатории междисциплинарных исследований индивидуальных различий в обучении InLab при Лондонском университете (куда, к слову, студенты магистратуры ТГУ могут попасть на стажировку). Основной язык курса — английский. Среди обязательных дисциплин — исследование развития и индивидуальных различий людей, поведенческая генетика, нейронауки, анализ данных. Есть также предметы по выбору, такие как экспериментальная психология, программы детского развития и биоинформатика. Выпускники программы могут развиваться в научно-исследовательской сфере или же заняться решением практических задач в медицине, психологии, или педагогике. «Символические системы»Стэнфордский университет, США Бакалавриат и магистратураДисциплины: информатика, лингвистика, психология, социология, статистикаСближение и интеграция компьютерных и социальных наук в современном мире кажется совершенно естественным процессом, а образование на пересечении этих дисциплин так или иначе полезно для специалиста будущего. В Стэнфордском университете в США можно получить степень бакалавра или магистра по необычной специальности «Символические системы». Курс посвящен изучению естественных (интеллект человека) и созданных людьми (искусственный интеллект) систем, которые используют символы в процессе коммуникации.Учебная программа разбита на три основных блока: изучение интеллекта человека и естественных языковых систем; исследование искусственного интеллекта и машинного обучения, и, наконец, разработка программного обеспечения и интерфейсов для комфортной коммуникации человека и компьютера. Студентам будут соединять теорию и практику таких дисциплин как философия, информатика, лингвистика, психология, статистика и коммуникации. Выпускники находят работу, связанную с искусственным интеллектом и взаимодействием человека и технологий в самых разных сферах: юриспруденции, программировании, медицине, преподавании и даже на государственной службе. «Управление развитием городской среды»Шанинка Российско-британская магистратураДисциплины: урбанистика, социология, история, маркетинг, экономикаУрбанистикой уже никого не удивишь — образовательных программ и желающих, кажется, становится все больше. Магистерская программа Московской высшей школы социальных и экономических наук Urban Studies хороша как минимум тем, что выпускники двухлетнего курса получают двойной диплом — российский и британский (если учиться один год, вместо российского выдают диплом о профпереподготовке). Программа сотрудничает с крупными зарубежными и российскими компаниями и образовательными центрами, в которых можно проходить практику и работать с реальными кейсами.В ходе обучения студенты изучают не только развитие городских пространств, инфраструктуру, брендинг и экономику, но и социологию города, взаимодействие пространства и человека. Руководители курса называют это технологиями социокультурного проектирования. Социокультурное проектирование предполагает исследование «территории в масштабах человека», изучение городских сообществ, социальных групп. Студенты должны научиться анализировать потребности населения и по возможности избегать травматичных новшеств. В идеале после обучения выпускникам предстоит работа над городскими проектами, основанными на принципах устойчивого развития, экологичности и социокультурного проектирования. «Английская литература и искусство»Оксфордский университет, Великобритания МагистратураОбучение на английском языкеДисциплины: история, литература, архитектура, изобразительное искусство, теология, политологияВ Оксфордский университет можно отправиться за одним из самых сложных и своеобразных междисциплинарных магистерских курсов по литературе. Хотя обучение проходит по большей части онлайн. В начале курса студенты должны выбрать два из трех периодов английской литературы и истории: от раннего модерна (начало XV века) до начала XX века.Литература каждого периода изучается неотрывно от истории, искусства, политической и философской мысли того времени. Например, по мнению руководителей программы, архитектура Кристофера Рена и поэзия Джона Мильтона могут быть правильно восприняты только как символы своего времени, часть достоверной исторической картины. Этот подход предполагает, что литература и искусство не должны существовать в отрыве от фактов и причинно-следственных связей — тогда можно увидеть произведение глазами современника и считать первоначальный посыл. После выполнения заданий и всестороннего обзора британской культуры студенты смогут взять несколько дополнительных курсов на выбор. Выпускники программы обычно выбирают академическую или преподавательскую карьеру. «Цифровая криминалистика»Колумбийский колледж при университете Джорджа Вашингтона, США МагистратураДисциплины: информатика, криминалистика, право, психологияКриминалистика быстрыми темпами интегрируется с новыми технологиями. В западных странах цифровая криминалистика уже стала профессией настоящего, специалисты этого профиля востребованы в полиции, в различных организациях по борьбе с киберпреступностью и во всех крупных компаниях, которым необходима защита данных. Многие образовательные программы учат только принципам кибербезопасности, сохранению информации, предотвращению атак. Но некоторые курсы, такие как магистратура Колумбийского колледжа при университете Вашингтона в США, готовят студентов именно к работе криминалиста, а не хакера.Эта программа знакомит студентов с основами проведения расследований, правовыми и психологическими аспектами работы криминалиста, а также с особенностями преступлений, совершенных в интернете. Выпускники магистратуры должны использовать критическое мышление, соблюдать профессиональную этику, анализировать поведение преступников и предотвращать технические риски. Обучение на этой программе поможет устроиться в отдел компьютерной безопасности в коммерческой организации или правоохранительных органах.

Где готовят универсальных солдат: 10 продвинутых междисциплинарных программ
© Теории и Практики