Войти в почту

Музыкальные баталии в Гнесинке

В рамках этого долгосрочного проекта второй год в оригинальном формате музыкальной "баталии" проходит творческое состязание коллективов молодых музыкантов-исполнителей на русских народных инструментах. Молодые – не всегда означает неопытные. Уже громко заявившие о себе, ищущие новые пути и смело дерзающие, они двигают вперед традиционное русское народное искусство. Баталия – по сути гала-концерт. Полный зал народу, интересующаяся публика. Но концертные номера оценивались одновременно тремя составами жюри: это мэтры – профессора Российской Академии музыки, народные артисты; ярко проявившие себя талантливые независимые музыканты и зрительный зал с помощью голосования карточками. Такая форма уже была уже опробована на прошлогоднем состязании. Фото: Даниил Рабовский. Источник: Вконтакте. Ансамбль "Квинтет Четырех" Среди новшеств этого года – прямой эфир этого интереснейшего события на Youtube-канале РАМ им. Гнесиных, который могли посмотреть все желающие и информационная поддержка интернет-портал о культуре rewizor.ru. Условие для участников ставилось жесткое, но равное для всех. Ансамблям предлагалось только 30-минутное выступление, чтобы "покорить мир" и доказать свою уникальность, а также убедить в своем профессионализме членов жюри и очаровать артистизмом публику. И ни секунды на раскачку. В мире по-прежнему существует устойчивый бренд a la russe – "балалайка". Но это – совсем не примитив в три струны, убедительно доказали молодые музыканты-участники. А нечто стремительно развивающееся, самообогащающееся и новаторское. В этом году три ансамбля представили свое творчество на суд жюри: группа "Изумруд" из Екатеринбурга, ансамбль "Русская рапсодия" из Москвы, "Квинтет Четырёх" из Санкт-Петербурга. Фото: Вконтакте Уральцы оказались блестящими шоуменами. Сами себе композиторы-аранжировщики, исполнители-виртуозы, артисты-танцоры лихо, в духе театрально-циркового представления "жонглировали" своими композициями. Дюк Эллингтон и Арам Хачатурян слились в экстазе в "Караване с саблями". Своим многочисленным гастролям ребята посвятили авторскую "Изумрудная дорожная". У них однажды состоялся вертолетно-концертный тур по северу России. Балалаечно-домровый Канкан с обаятельнейшими девчонками-домристками завершил программу. Но за всем этим юмором и цирком стояла идеальная ансамблевость на гране слепого автоматизма, исполнительская виртуозность, и, безусловно, захватывающе-зажигающий артистизм. Профессорское жюри отдало свои голоса этому коллективу. Жюри же независимых музыкантов выделило академическо-народный ансамбль "Русская рапсодия". Сочетание фольклорности гуслей, домр, бас-балалайки и академизма рояля с гобоем предоставило возможность такому составу исполнять музыку Родиона Щедрина "Конек-Горбунок" и Альфреда Шнитке "Мертвые души". Сами композиторы экстремально смешивали фольклор и академизм. " Слава богу, в нашем ансамбле присутствуют классические инструменты, которые обогащают, расширяют горизонты и являются даже обучающим началом для традиционных народных инструментов ," – сказал руководитель "Русской рапсодии" Евгений Волчков. Классические пиджаки с яркими жилетами у мужчин и длинные строгие, но яркие платья у женщин дополняли эту идею. А вот питерцы безоговорочно покорили публику. Зал проголосовал за "Квинтет Четырёх" из Санкт-Петербурга. Но их воздействие было не внешним, а каким-то концептуальным. Актуальная музыка – так было заявлено в их анонсе. Фото: Даниил Рабовский. Источник: Вконтакте. Ансамбль "Квинтет Четырех" Техно-фолк и бесконечное сочетание жанров и стилей. Результат – ярко-индивидуальный, предельно самовыразительный эффект. Противоречие названия сразу стало понятно. Четыре исполнителя оказались "многостаночниками". Каждый играл на нескольких инструментах, обеспечивая присутствие квинтета на сцене. Удивительно, но народные инструменты в руках этих ребят показали огромный потенциал. "Эй, ухнем" прозвучала иллюстрацией к рок-фестивалю "Нашествие". В композиции присутствовала характерная "жесть", но и трагичная "русскость" бурлаков. Им удалось новаторски взглянуть на "нафталиновые" представления о "лубочной балалайке". Не задумываясь, я проголосовала за них. Председатель жюри мэтров, Народный артист России, профессор Фридрих Липс в своем выступлении очень сожалел о том, что нужно было выбирать, ведь каждый участник претендует на собственную творческую нишу. Пока шло голосование, победитель прошлых музыкальных баталий, обладатель Кубка Мира ансамбль "Русский Ренессанс" украсил гала-концерт своим выступлением. Прозвучали композиции из его новой программы "Утомленные Folk'ом", которая будет показана в апреле в театре "Градский-холл". А в конце месяца ансамбль представит Россию в Японии на международном конкурсе. Мичиган-конкурс в США также подтвердил участие "Русского Ренессанса" в своем соревновании. Карьера ансамбля складывается успешно. Столичная сцена Гнесинской академии "Музыкальной баталии" предоставляет отличную возможность широкой презентации молодых коллективов.

Музыкальные баталии в Гнесинке
© Ревизор.ru