Войти в почту

На вахтанговской сцене представили спектакль «В ожидании Годо»

Ученик художественного руководителя театра Римаса Туминаса Владимир Бельдиян отважился поставить «самое влиятельное англоязычное драматургическое произведение 20 века» лауреата Нобелевской премии, родоначальника театра абсурда Сэмюэля Беккета.Раньше из молодых российских режиссеров эту дерзость позволил себе Юрий Бутусов. «В ожидании Годо» - дипломный спектакль Юрия Бутусова, который был назван театральным «событием года» в 1996. Роль Гого в постановке блестяще играл Константин Хабенский. Через год в 1997 году Бутусов поставил «В ожидании Годо» в театре Ленсовета и получил за нее «Золотую маску». Это были два разных спектакля, с массой придумок, неожиданных решений. Владимир Бельдиян ставит пьесу Беккета, максимально следуя тексту. Герои – явно из прошлого века, из Европы (упоминаются в тексте Франция и Англия), и принять Владимира и Эстрагона за наших бомжей невозможно. Как и в монстре Поццо не узнаешь какого-нибудь богатого и влиятельного человека, у которого есть слуги и подчиненные. Бедные люди Владимир и Эстрагон, сидящие на больших камнях, рядом с чахлым деревцем, напоминают бродягу из фильмов Чарли Чаплина. В пьесе нет описания внешности героев, их возраста, есть только внутренний контраст между парами: Владимир и Эстрагон, Поццо и Лакки. Режиссер использует антитезу в создании образов героев. Владимир – высокий, черный, стройный… Эстрагон – маленький, белый, согнутый. Поццо – большой, толстый, нарядный и Лакки – тощий, длинный, нищий. Две пары противоположностей сталкиваются на дороге, чтобы поспорить, перевернуть все представления вверх ногами и ответить на вопросы: «Зачем ждать, верить, любить, бороться, искать и жить?». Поццо – живое олицетворение вселенского зла и насилия, чудовище с глазами вампира, перешагнувшее из американской мелодрамы «Сумерки» на Новую сцену театра Вахтангова. Задумка режиссера понятна – показать, насколько абсурдным стал современный мир, в котором цивилизованные люди сходят с ума по американскому фильму и книге о любви вампиров. В сценах с Поццо присутствует отсыл на популярный роман Стефани Майер. Этот страшный господин, доведенный приемами преувеличения до карикатуры, по Беккету к финалу становится слепым и зависимым. Но никому его не жаль. Пьеса «В ожидании Годо» написана после Второй Мировой войны, в 1949 году, во Франции, на французском языке, и Поццо – это фашизм, сочувствовать поражению которого в задачи Беккета не входило. Владимир Бельдиян в своей постановке показывает, что насилию в мире нет конца и края, как нет смерти для вампира. Смотреть на бесконечность зла страшно – отворачиваешься от налитых кровью глаз Поццо. Но не страшным ли был 20 век, с двумя мировыми войнами, с Хиросимой, с гонкой вооружений? Гениальная пьеса Беккета, поставленная молодым решительным режиссером, заставляет зрителей вспомнить жертв концлагерей, Холокоста, представить себя на их месте и… содрогнуться. Не хочется оказаться ни на месте Поццо и Лакки, ни на месте Владимира и Эстрагона. Правда с горечью понимаешь, что других мест в мире, где есть деньги и их надо зарабатывать, нет. Ведь «В ожидании Годо» - это вечная история поиска сильного человека, который бы дал работу, кров, защиту… Но абсурд заключается в том, что в нашем мире никто ничего не дает, что уже с рождения у кого-то некая сила отбирает все: родителей, здоровье, дом… Богатый Годо, конечно, сам не придет к Владимиру и Эстрагону. Чтобы его найти, им придется сносить не одну пару башмаков. В отчаянии бродяги приходят к мысли о самоубийстве. До этого, к счастью, дело не доходит. Владимир и Эстрагон в определенный момент чувствуют себя волшебниками, о чем говорят: «Мы – волшебники. Мы не даем сбить себя с толку». Владимир Бельдиян – талантливый режиссер, но пока только ученик волшебника сцены Римаса Туминаса. Ему еще предстоит пройти большой путь, чтобы научиться оживлять на сцене камни, наполнять воздух запахами, не применяя никаких химических и парфюмерных средств, и переносить зрителей в другие эпохи без пересадок и стыковочных рейсов. Но то, что режиссеру по силам великая драматургия Беккета, вне всякого сомнения. Хорошо, что ученики Римаса Туминаса легких путей не ищут. Впрочем, им есть на кого опереться и у кого попросить совет.