В Пермском ТЮЗе Раскольников страдает на фоне красивой мультипликации

В Пермском ТЮЗе состоялась премьера спектакля "Преступление наказание" по мотивам одноименного романа Федора Достоевского. Инсценировку сочинили молодые театральные деятели - завлит ТЮЗа Станислав Вальковский и режиссер-постановщик Артем Терехин. Музыку к спектаклю написала сестра режиссера Евгения Терехина, хореографию осуществила Лаура Хасаншина, а сценографией занимались сразу два художника: постановочное решение Алены Исаковой, мультипликация - Анны Гантимуровой. В новой работе заняты более двадцати актеров. В главной роли Родиона Раскольникова мы увидели Станислава Щербинина. Давно у него не было такой большой и сложной роли, с чем его можно поздравить. Вспомнился его Венька-монах из спектакля «Домой», где перед актером стояли очень трудные задачи воплощения интенсивной внутренней жизни своего персонажа, и он их выполнил. Здесь мы видим ту же готовность и самоотдачу артиста в проживании напряженной внутренней жизни Раскольникова, период мучительного противоречивого движения от ипостаси философствующей «белокурой бестии» к «другому берегу», основанному на ценностях христианства. Очень интересно выстроил свою роль Михаил Шибанов. Его Порфирий Петрович, пристав, ведущий дело о расследовании убийства старухи-процентщицы, в спектакле один из самых интересных и неожиданных. Актер нашел немало красок, чтобы мы увидели объемность образа. Его Порфирий Петрович сначала предстал этаким добрячком в домашнем халате, жующим яблоко, на ходу играющим в шахматы. В полицейской части на допросе - проницательным и жестким охотником, готовым вот-вот схватить добычу. А потом, как любой интеллектуал, решив для себя трудную задачу, он даже с удивлением (мол, как ты не догадался!) дал - по-дружески - свой ответ Раскольникову по делу убитой Алены Ивановны. Нашла верную интонацию для образа любящей матери Раскольникова Ирина Шишенина. Уловила нервность безумной Катерины Ивановны Елена Бычкова, придумала комическую характерную фонетическую окраску речи Амалии Ивановны Татьяна Пешкова. Даже явно отрицательных персонажей актеры не стремятся разоблачить, дают зрителям возможность самим сделать выводы. Таковы роли Свидригайлова - Александра Красикова, Лужина - Павла Ознобишина, Мармеладова - Дмитрия Юркова. С их персонажами связана одна из главных особенностей творчества Достоевского: полифония голосов, за каждым их которых признается право на правду. Всегда было ответственно воплотить авторскую полифонию на сцене режиссером, как главным организатором многолюдного действия. Артему Терехину удалось плавно выйти за рамки исторической достоверности в оформлении сценического пространства, заменив традиционное сценографическое решение мультипликацией. Проблематика романа частично вышла виртуальный мир: здесь и сейчас, везде и всегда. Но это не отменяет подробную проработку на сцене психологии отношений всех персонажей в ключевые моменты их судьбы. На общественной сдаче спектакля присутствовала недосказанность в трактовке как исходных событий, так и поворотных моментов общего сюжета, в судьбах отдельных героев. Например, весьма пунктирно прописана роль второго судьбоносного собеседника Раскольникова -Сони Мармеладовой, «падшей девушки». Нет сцен, где бы приоткрылась «бездна» противоречий, разрывающих ее душу, где бы мы увидели и оправдали ее любовь к Родиону, веру в Бога. Непонятен пока и образ Дуняши, сестры Раскольникова, внешне этакой террористки Фанни Каплан на пару минут. Неизвестно, что сдружило Разумихина с Раскольниковым, который именно ему поручает оберегать мать и сестру в преддверии признания своей вины. Показ спектакля, на котором мы побывали, длился три с половиной часа. Если будете выбирать между минутным видеороликом в Интернете по этому роману Достоевского, сделанным английскими студентами по заказу издательства Vintage Classics к 100-летию русской революции, и пермским спектаклем, предпочтите пермский вариант. В ролях много талантливых артистов, которых мы видели в других спектаклях. Кроме того, у вас появится повод еще раз перечитать одно из главных произведений русской классики. Фото из архива ТЮЗа.