Войти в почту

Рельсы уводят в небо

Пространство мирного времени, подрезанное предательством, сузилось и осело в том зловещем ожидании, которым обычно наполнены последние минуты перед боем. И тогда стало ясно — война не закончилась. Она продолжается, то и дело взвинчивая и напрягая ситуацию; в конце концов, как граната, взрывает пошлость, поднимая обыденность мужской похоти до высокой ноты трагедии. Фото: Сергей Петров. Предоставлено театром "Современник" Спектакль “Скажите, люди, куда идёт этот поезд…” по пьесе молодого драматурга из Екатеринбурга Анны Батуриной “Фронтовичка” в постановке театра “Современник” затягивает, втягивает, делает тебя невольным соучастником событий, происходящих на подмостках. Сценография выстроена таким образом, что тяжёлые моменты жизни героев проходят внизу, зато радость возносит кверху. Фото: Сергей Петров. Предоставлено театром "Современник" Впечатление постоянного дисбаланса усиливают декорации художника Николая Симонова, превратившие сцену в некое неустойчивое, колеблющееся и меняющееся пространство. Очертаниями конструкция напоминает то накренившийся корабль, то военные заграждения… Каждый шаг, как по минному полю, может закончиться непоправимым. Первая сцена прощания с госпиталем проходит бойко и шумно. Так и чувствуешь весь этот послевоенный победный эмоциональный подъём, ожидание нового, светлого, почти чуда, за которое воевали. Однако праздничную мелодию время от времени разрушает иной мотив. Это и грусть от прощания, и страх перед будущим, и боль от незатянувшихся ран. Болезнь лишила Марию возможности стать матерью. Коротко остриженные волосы окончательно выстраивают образ героини, как воина. Но в крови молодой женщины кипит азарт — хочется ей приволья, свежего ветра, несущего с полей ароматы цветущего клевера. Женское плодородное начало вступает в борьбу с губительными силами, которые пытаются её сломать. Фото: Сергей Петров. Предоставлено театром "Современник" Режиссёр Марина Брусникина сделала акцент на лирической линии пьесы, соткав для Марии некий прозрачный, словно фата, покров лёгкой грусти вечной невесты. Хочется особо отметить искренность, с которой актриса Виктория Романенко, исполняющая главную роль, преподносит свою героиню. Всё в ней смешано, всё кипит, восторгается, негодует, плачет, жаждет мести, сминает, прощает… На месте того Мира, который строила её надежда, — огромная воронка. Прошлое, настоящее, будущее — всё слилось в боль, с которой почти невозможно бороться, с которой даже не хочется справляться. Сил остаётся только на то, чтобы заткнуть уши и раскрыть рот, пытаясь не оглохнуть от грохота обрушившегося мира надежд. Лёгкая, почти воздушная поступь танцовщицы раздавлена печатным шагом сапог. Звонкий девичий смех, кажется, навеки скрылся под маской мужланистой хамоватости. Всё, начиная от внешнего вида и заканчивая манерой общения, свидетельствует о серьёзном душевном надломе. Фото: Сергей Петров. Предоставлено театром "Современник" Перед зрителем постепенно раскрываются все вехи пути душевного возмужания и становления Марии Небылицы. Закалённая войной, победившая болезни, без упрёка принявшая предательство жениха, она в то же самое время не может простить ему самую пустяковину — своё собственное разочарование в том образе, который долгие годы она носила, словно икону в своём сердце. Матвей, про которого она думала, что он настоящий, на самом деле оказался пустяковым человечишкой, той самой небылицей, которую она же сама про него и сложила… Подозреваю, что образ “небылиц-перевёртышей” от сознания, берущий начало в недрах человеческой фантазии, который самой жизнью противопоставляется грубому материальному реализму, и составляет основу этой такой, на первый взгляд, “простенькой вещицы”. Обман начинается не где-то извне, но внутри каждого из нас. Женщина уж так создана, что она не просто любит, но как бы заново рожает своего возлюбленного, по-матерински наделяя его лучшими человеческими качествами. Желание любви исходит от иллюзии совершенства избранника, как будущего отца ребёнка. Фото: Сергей Петров. Предоставлено театром "Современник" Что же касается самого Матвея, которого убедительно играет актёр Илья Лыков, то на его долю приходится расплата за безответственность и душевную слепоту. Постоянно не оставляет ощущение, что он действует в полных потёмках, где движется почти наугад, принюхиваясь, как зверь. Фото: Сергей Петров. Предоставлено театром "Современник" Его личность пребывает в гораздо большем дискомфорте, чем это может показаться с самого начала. Он быстро дичает и обречён на вечное одиночество, потому что его главный хлебушек, как он называет покинутую возлюбленную, больше ему не принадлежит. Матвей голодает, несмотря на то, что рядом высится целый поднос с пирогами. Фото: Сергей Петров. Предоставлено театром "Современник" Вопрос выбора и его последствий едва ли не главная сюжетная линия пьесы. Ведь чем шире этот выбор, тем сложнее его сделать, особенно, если герой отталкивается от так называемого разума, мелкой житейской выгоды, вытесняющей значение чувств на второй план. Здесь происходит довольно забавный эффект, потому что зритель как бы поставлен рядом с Её Величеством Судьбой, которая наблюдает не просто за ходом событий и оформлением выбора со стороны, но даёт возможность внедриться в саму суть героев, то раскачивая их второе я-двойников на качелях, то призывая на помощь не столько “ненашенскую”, сколько нездешнюю, почти космическую музыку, где душа, словно отделившись от тела, вдруг принимает свой самостоятельный силуэт, напоминающий раненую птицу. Фото: Сергей Петров. Предоставлено театром "Современник" На протяжении спектакля каждый из героев переживает смерть и перерождение. Возможно, именно в этом и кроется его особая притягательность для современного зрителя, который не всегда стремится в театр за зрелищами. Но ищет здесь совета, дружеской помощи, поддержки. Есть ли надежда, когда срываешься с обрыва? Стоит ли соскакивать с поезда на полном ходу? В этой связи особое значение принимает и сам образ поезда. Собственно поезд или трамвай вообще очень любимы и драматургами, и кинематографистами. Почему не самолёт или, например, автобус? У них ведь тоже строго обозначенные маршруты. Но самолёт можно угнать. Автобус способен свернуть в сторону, а поезд при любом раскладе будет катиться строго по рельсам. Мария сворачивать или спрыгивать не собирается. Она едет не одна. Она движется вперёд, как часть своей страны, представитель своего народа, в конце концов, как часть той общности, той мыслеформы, которая и выиграла войну. И это её выбор. Её победа. Фото: Сергей Петров. Предоставлено театром "Современник" Постфактум хочется заметить, что в последние годы столичные театры не очень часто балуют нас постановками пьес современных авторов. В лучшем случае речь идёт о переводных произведениях. Между тем,время “собирать разбросанные камни” наступило. И пьеса Анны Батуриной лучшее тому подтверждение.

Рельсы уводят в небо
© Ревизор.ru