Войти в почту

Тыква Кусамы и овечка Херста: 5 арт-объектов, пострадавших от зрителя

На днях нерадивый любитель селфи повредил одну из знаменитых пятнистых тыкв Яей Кусамы на персональной выставке художницы в Вашингтоне. Рассказываем об этом и других занимательных столкновениях искусства со зрителем. Тыква Яей Кусамы Итак, героиня, вернее, жертва этой недели - тыква в фирменный кусамовский горох, часть инсталляции с трогательным названием "Бесконечная любовь, которую я испытываю к тыквам", которую показывают на выставке Yayoi Kusama: Infinity Mirrors в вашингтонском Музее Хиршхорн. Один из не самых проворных посетителей решил сделать селфи, но навернулся и травмировал арт-овощ. Представляем его испуг - в 2015-м подобная тыква ушла с молотка на Sotheby’s за $ 784 485. Впрочем, сотрудники музея заверили, что повреждения незначительные, - инсталляцию закрыли на пару дней "на ремонт", но вскоре она вновь станет доступна для публики. Яей Кусама сама обожает селфи - будем надеяться, инцидент не слишком ее расстроил. "Пьяный сатир" Тыква Кусамы - самая свежая, но далеко не единственная жертва любителей селфи. В марте 2014 года очень не повезло статуе XIX века из собрания миланской Академии изящных искусств Брера. В стремлении запостить в Instagram эффектный кадр один из посетителей забрался на колени к "Пьяному сатиру" - в итоге несчастный мифологический герой лишился ноги. Ваза Ай Вэйвэя Любители селфи - не главные враги искусства. Куда хуже вандалы. В особенности - идейные. В феврале 2014-го печальная судьба постигла одну из раскрашенных ваз Ай Вэйвэя, выставлявшуюся в Perez Museum в Майами. Художник из Флориды Максимо Каминеро разбил ее вдребезги, заявив, что музей должен поддерживать не успешное зарубежное, а местное искусство. Через несколько месяцев Каминеро приговорили к 100 часам общественных работ и обязали выплатить Вэйвэю компенсацию в $ 10 000 - таковой оказалась оценочная стоимость вазы (хотя в первом отчете местная полиция почему-то оценила арт-объект в астрономический $1 миллион). Не повезло не только вазе, но и Ай Вэйвэю - вскоре после происшествия в Сети разгорелась дискуссия о том, кто же вандал: Каминеро или знаменитый китаец. Дело в том, что Вэйвэй раскрашивает не какие-нибудь икеевские горшки, а настоящие вазы династии Хань, которым около 2000 лет. Away from the Flock, Дэмьен Херст Еще более концептуальный урон в далеком 1994 году претерпела работа Дэмьена Херста Away from the Flock - покойная овечка в формальдегиде. Безработный художник по имени Марк Бриджер отправился на выставку, открыл стеклянный контейнер с животным и влил в него чернила. Художника обвиняли в зависти к успеху коллеги, но сам Бриджер заявил, что его действия - художественный жест, превративший творение Херста в принципиально новую работу под названием "Черная овца". Суду это объяснение показалось неубедительным, и Бриджера признали виновным в нанесении материального ущерба. Но от штрафа освободили - "в связи с невозможностью его оплатить". Dirty Corner, Аниш Капур В 2015 году Анишу Капуру представилась почетная возможность открыть персональную выставку в Версале. Без ложки дегтя в этой экспозиционной истории не обошлось - скульптура Dirty Corner, напомнившая некоторым зрителям вагину, дважды подверглась нападениям вандалов. Во второй раз недоброжелатели оставили на ее стенках расистские комментарии в духе: "Изнасилование нации отсталым еврейским активизмом". Капур решил не стирать надписи и превратить их таким образом в часть своего произведения. Но затем французский суд обязал художника очистить скульптуру от антисемитских лозунгов. Капур, в свою очередь, сравнил решение суда с шеймингом жертв изнасилования. Получилась запутанная история о правах художника (и публики) на самовыражение, о толерантности и ее пределах.

Тыква Кусамы и овечка Херста: 5 арт-объектов, пострадавших от зрителя
© Bazaar.ru