Войти в почту

Театр за границами возможностей

В России появилась театральная студия для людей с инвалидностью: «Инклюзион.Школа». Для преподавания в ней будут приглашаться педагоги из ведущих театральных вузов и киношкол. Кураторы смелого проекта уверены: у коллективов «особых» актеров — большое будущее. Необходимость создания студии подтвердил успех первой российской постановки слепоглухих артистов — «Прикасаемые». После трех лет успешных показов на сцене Театра Наций спектакль отправляется в международные гастроли. А началось всё с того, что фонд поддержки слепоглухих «Со-единение» пригласил Евгения Миронова в свой попечительский совет. Народный артист и худрук Театра Наций, в свою очередь, предложил вывести подопечных фонда на сцену. — Женя позвал меня помочь ребятам почитать текст, — рассказала Ингеборга Дапкунайте. — Думали, попробуем, посмотрим, что получится. А в итоге собралась профессиональная команда. Режиссировал постановку Руслан Маликов, движением занимался Евгений Кулагин, сподвигнувший слепоглухих актеров танцевать на сцене. Мы показали эскиз спектакля на фестивале «Территория». И получили очень позитивные отклики. После этого показа команда сделала в Театре Наций полноценный спектакль — «Прикасаемые». В нем слепоглухие артисты рассказывают свои истории: как лишились здоровья, как к этому относятся родные и окружающие, как они преодолели депрессию... Помимо них в постановке задействованы звезды: Анатолий Белый, Чулпан Хаматова, Алиса Фрейндлих, Елена Морозова, Ингеборга Дапкунайте и другие (состав каждый раз меняется). На Западе подобные проекты существуют давно и успешно. Как считает советник по культуре посольства Испании в России Альваро де ла Рива, главное — создать справедливое и терпимое общество, где все люди равны. В жизни случаются разные обстоятельства, а талант, творчество и фантазия принадлежат не столько телу, сколько сознанию. — Известный писатель Мигель де Сервантес был человеком с инвалидностью, — рассказал «Известиям» де ла Рива. — Он потерял руку на войне с Турцией, потом оказался в тюрьме. И в таком отчаянном положении он написал свою лучшую книгу. Это пример того, каких высот в культуре можно добиться вопреки всему, имея лишь желание. Недавно в Москве прошел театральный фестиваль «Протеатр», посвященный спектаклям «особых» коллективов. В постановках были задействованы только непрофессиональные актеры. В том числе участвовали команды из Франции и Испании. — Мы стараемся интегрировать людей с инвалидностью в общество: это касается трудоустройства, занятости, социальной жизни, транспорта. Но обеспечить им доступ к культуре — еще более важно. Они должны быть вовлечены в творческий процесс, как все остальные, — рассказал «Известиям» советник по социальным вопросам посольства Франции в России Даниэль Матье. Аналогичный фестиваль — Unlimited («Неограниченные») — есть и в Лондоне. Однако его художественную составляющую отечественные специалисты оценивают скептически. — Это можно было назвать перформансом, лекцией, театральным экспериментом, да чем угодно, но только не театром, — поделилась впечатлением продюсер театральных проектов фонда «Со-единение» Виктория Авдеева. — Там инклюзия в обществе настолько развита, что проблемы физического несовершенства никто не обсуждает. Со сцены поднимаются другие вопросы, например, женщина в инвалидной коляске рассуждает на тему эвтаназии. К этому уважительно относишься, но это не спектакль. Если его привезти к нам, люди будут вставать и уходить. Однако даже при качественной художественной составляющей проблем у российского коллектива хватает. Спектакли инклюзивного театра не включены в репертуар ни одной сценической площадки. Получить гранты не удается, из бюджета их не финансируют. Есть сложности и с продажей билетов. Ситуация по-настоящему изменится только тогда, когда поменяется отношение к подобным людям. Но именно «особые» актеры могут здесь сыграть ключевую роль, напомнив обществу, что каждый человек талантлив по-своему.

Театр за границами возможностей
© Известия