В мире
Новости Москвы
Политика
Общество
Происшествия
Наука и техника
Шоу-бизнес
Армия
Игры

«Выключи телевизор, посиди пару дней в тишине, подумай своей головой»

Группа «Би-2» о предстоящих концертах и будущих проектах

«Выключи телевизор, посиди пару дней в тишине, подумай своей головой»
Фото: КоммерсантКоммерсант

Группа «Би-2» вернулась из гастролей по и готовится к двум важным выступлениям. 23 февраля на церемонии «Чартова дюжина» в «Олимпийском» музыканты почтут специальным номером память поэта , а 23 и 24 марта дадут большие концерты в Государственном кремлевском дворце. БОРИС БАРАБАНОВ расспросил Шуру Би-2, Леву Би-2 и Яна Николенко об их отношениях с наследием «Наутилуса Помпилиуса», с современными политическими реалиями и музыкальной индустрией.

Видео дня

«Птица на подоконнике» — первый сингл из проекта памяти Ильи Кормильцева «Иллюминатор», этот альбом уже доступен на iTunes. Расскажите, пожалуйста, как появилась эта песня.

Шура Би-2: Летом нам позвонили с «Нашего радио» и сообщили, что готовится проект с редкими и неопубликованными текстами Ильи Кормильцева. Нам прислали много текстов Ильи, и мы сразу отказались, потому что у нас было очень много работы. Но я послал эти стихи нашему постоянному соавтору , и через какое-то время он прислал мне куплет и припев. Там нелогичная форма стиха — четыре строчки, потом шесть, потом восемь. А ключевая фраза «Этот город слишком мал для твоей любви» — она как мантра, ее можно петь до бесконечности. Когда мы доработали песню, стало ясно, что нужно собирать хор. И поначалу мы думали о том, чтобы собрать всех екатеринбургских музыкантов.

В первую очередь , наверное?

Шура Би-2: У нас не сложилась с ним коммуникация. Из в итоге там — , Настя Полева и саксофонист «Наутилуса Помпилиуса» Алексей Могилевский. Алексей предложил вставить в песню саксофонную тему из «Я хочу быть с тобой», которую он же когда-то и сочинил. Клип нам снял режиссер из Екатеринбурга . И Анна Чистова, художник по костюмам, тоже. сказал, что себя в этой песне не видит, хотя соавтором Михаила Карасева стал Евгений Писак, педагог по гитаре Глеба Самойлова и сосед Славы Бутусова по Екатеринбургу. Вообще, вся песня звучит, как «Наутилус» 1980-х. В качестве основного женского вокала у нас — , также записался и совершенно неожиданно — Муся Тотибадзе. Я случайно увидел ее на вечеринке. Слышал какой-то синти-поп, который она записывала, и тут вдруг увидел ее с гитарой, поющей этнические песни.

Вы же одни из последних, кто видел Илью Кормильцева?

Шура Би-2: Когда мы в Лондоне сводили Диане Арбениной альбом «Бонни и Клайд» (2007), мы заезжали к нему в больницу.

Лева Би-2: Еще раньше у нас были намеки на совместную работу, но точек соприкосновения на нашлось. Мне все же нужно с человеком в очень тесной связке работать, чтобы что-то получилось. Так, как это происходит у нас с Яном Николенко.

Как раз сейчас вы записываете новые песни для «Би-2»?

Шура Би-2: Да, мы сводим три новые песни, вдобавок к трем, которые уже готовы. В начале лета доделаем все остальное, что придумано для нового альбома, включая кавер-версии. Мы же придумали такую фишку: в качестве бонусов выпускаем песни, которые когда-то на нас повлияли. В этот раз это будет «Халигаликришна» «Агаты Кристи» с Глебом Самойловым, «Дебют» «Мегаполиса» на стихи и песня «Странных игр» «Хороводная», которую мы сделали с молодой группой Mana Island и Виктором Сологубом.

Как будет называться альбом? Дайте еще подсказку .

Лева Би-2: Да, с альбомом «Spirit» смешно получилось. Думаю, благодаря этому случаю группа Depeche Mode узнала о нашем существовании. Все-таки наш альбом появился еще в 2011 году, за шесть лет до их «Spirit». Думаю, там было так. говорит: «У “Би-2” есть альбом “Spirit”!», а Дэйв Ган отвечает: «А кто они? Русские? Да пошли они»…

Шура Би-2: Как и с нашей песней «Революция», кстати, смешно — у них первый сингл с их «Spirit» называется «Where’s The Revolution?». Рабочее название нашего нового альбома — «Горизонт событий». Правда, пока нет песни с таким названием.

«Горизонт событий» — это что-то из фильма «Интерстеллар»?

Лева Би-2: Место вокруг черной дыры, где замирает время.

Шура Би-2: Я для себя перевожу это просто как «жопа». Точнее, точка на грани жопы. Это к вопросу о гражданской позиции, есть ли она в этом альбоме... Мы не политическая группа, песен протеста не пишем, но время в альбом все равно просачивается.

Вы вернулись с гастролей по США, много путешествуете, сравниваете. Жопа — она только здесь? Или везде?

Шура Би-2: Вот пример. Я сводил концертный альбом в студии в и параллельно наблюдал за всеми событиями: за инаугурацией Трампа, за маршами и т. д. У меня вся информация из первых рук, так как приятель наших партнеров из этой студии ставил весь звук на инаугурации. Так вот, Трамп захотел на инаугурацию . Естественно, Брюс Спрингстин отказался. Трамп позвал кавер-группу, которая исполняет песни Брюса Спрингстина. И она тоже отказалась! И этот приятель звонит нам студию и спрашивает: «Кто у вас там пишется сейчас?» Ему говорят: «Одна русская группа» Он говорит: «Они не хотят на инаугурации Трампа выступить?»

Ян Николенко: Нам бы в орден дали сразу.

Шура Би-2: Нет, уже все. (Все смеются.)

Ян Николенко: Мы с Левой много путешествовали по американской глубинке — там каждый второй за Трампа, я думаю.

Лева Би-2: Все просто устали от Клинтонов, от клановости. Обществу надоело, что у власти одни и те же люди. Голосовали скорее против Клинтон, чем за Трампа. Это как, помнишь, у нас однажды Жириновский чуть выборы не выиграл.

Ян Николенко: Там мозги обрабатывают не хуже, чем у нас. Представь: черный охранник на входе в бар ночью проверяет у меня документы. Видит русский паспорт и говорит: «Так это из-за вас у нас этот придурок?» Я говорю: «Спасибо тебе, я сейчас испытал гордость за Отечество! Что же у вас за страна, если какие-то русские пацаны-хакеры могут влиять на результаты президентских выборов? Выключи телевизор, посиди пару дней в тишине, подумай своей головой, потом мы с тобой поговорим!» А когда мы из этого бара выходили, он мне говорит: «Ты знаешь, я уже сейчас подумал. Прости меня, пожалуйста. Просто нам очень больно, и хочется на кого-то все свалить»

Шура Би-2: Все мои знакомые русские в Америке голосовали за Трампа.

Лева Би-2: Вообще все города с научными центрами заполнены русскими специалистами, возраст — до 30. Нейрохирурги, компьютерщики... Видно просто, что из России уезжают лучшие. А на концерт в Лос-Анджелесе чуть ли не сплошь украинцы пришли. Очень хорошо принимали. Вообще украинцев тоже очень много на концерты приходит. Например, в . Сейчас из люди бегут так же, как из России в 1990-е. Скажем, в , где я провожу много времени, весь средний класс иммигрантов говорит по-украински.

Может быть, вам все же стоит играть концерты на Украине?

Лева Би-2: Мы решили для себя, что, пока идет война, мы не будем играть ни на Украине, ни в .

Многие воспринимают «Би-2», как дуэт и думают, что и песни вы пишете так же. Джаггер—Ричардс, Леннон—Маккартни, Шура с Левой на кухне — такая модель. Но, насколько я знаю, все немного по-другому.

Лева Би-2: Благодаря такой удобной вещи, как программа Logic, я могу сам создавать основу песни, целиком в компьютере. К тому же я освоил клавишные инструменты. То есть до студии доходит предпродакшн песни, ее идея. К тому же мы с Яном Николенко полностью делаем текст.

Шура Би-2: А я подключаюсь в студии, на уровне аранжировок, сведения, на уровне распределения партий между музыкантами группы. Скажем, мы долгое время сводили альбомы у Эдриана Бушби, который работает с Muse, Foo Fighters и др. А вот на записи саундтрека к фильму «Страна чудес» мы познакомились с Робертом Карранзой, который делал последний альбом . Мы записали с ним «Траву у дома».

Ту самую?

Шура Би-2: Да, это тоже смешная история. «Квартет И» делал фильм «Страна чудес». И продюсеры говорят: «Надо спеть “Траву у дома”». А я эту песню с детства ненавижу. Меня из школьного ансамбля выгнали, потому что я ее играть не хотел, а хотел вместо нее играть The Beatles и The Police. Короче, продюсеры меня уговорили, но я решил, что ее нужно сделать в духе Мэрилина Мэнсона. Мы даже снялись в фильме, это была его финальная сцена — человек 60 актеров. Но нас вырезали вместе со всем финалом. Посадили таргет-группу и по ее результатам вырезали и песню, и нас. То есть было решено, что с таким финалом фильм становится арт-хаусом. Когда я посмотрел фильм, то подумал: и слава богу. И вот я послал Карранзе нашу песню «Лайки», и когда он показал нам результат, я понял, что он умеет делать только тяжеляк. И мы вернулись к Бушби.

Фактически, твоя роль — продюсер, в изначальном смысле этого слова?

Шура Би-2: Да. И еще важно, что в с нами много лет работают аранжировщики и Олег Чехов.

Вы стабильно собираете большие залы, причем разные: «Крокус», «Стадиум», теперь Кремль. Ваша аудитория — далеко не только рок-фаны. И при этом, как мне кажется, вы все больше отдаляетесь от мейнстрима. В новогодних шоу вас не найдешь. Радиопрограммы, которые вы вели, остались в прошлом. То есть, нет уже былых амбиций «играть на музыкальном рынке».

Лева Би-2: Что касается новогодних программ, мы на это забили, все это давно превратилось в профанацию. И еще нас постоянно зовут на всякие ток-шоу, и вот туда мы точно не будем ходить. И вот еще к нам прилепился как банный лист, в течение трех месяцев доставал нас со своим шоу, в том числе оскорблял всячески. Это был какой-то антипанегирик нашему творчеству, и все потому, что мы не хотели к нему идти. А ты понимаешь, да, что бы это были за дебаты?

Шура Би-2: Лет шесть-семь назад мы все силы бросили в интернет и в принципе создали свои собственные СМИ. Мы придумали пуш-уведомления для фанов, мы тесно работаем с «ВКонтакте», где у нас миллион подписчиков. Раз — и у них у всех наше новое видео.

Ну всегда есть вероятность, что ты напишешь, условно говоря, свои «Лабутены», выйдешь на новый уровень, и вот тогда телевидение будет очень кстати.

Лева Би-2: Стратегия вырабатывается, исходя из того, какие получаются песни.

Ян Николенко: Я думаю, Шнур тоже ничего не планировал настолько четко.

Лева Би-2: Все равно все диктует песня. Ты можешь понять, что у тебя получился хит, когда он начинает нравиться твоим близким, знакомым, а потом и незнакомым. У нас в этом смысле за 20 лет ничего не изменилось. Что же касается амбиций, то нам все меньше хочется тратить время на кого-то постороннего, все больше увлекает сама музыка. А если есть свободное время, лучше почитать или с детьми потусить.