Войти в почту

У семи нянек дитя без глазу, или Как погасить очаг агрессии

Повышенная агрессия и отнюдь не детская жестокость современных подростков в последнее время, практически не переставая, будоражит растерянное общество.С кем и почему конфликтуют подростки? И самое главное — как помочь им научиться выстраивать отношения, чтобы не доводить дело до боев без правил? Эти вопросы стали темой дискуссии экспертов круглого стола, прошедшего в прямом эфире телевидения «Вечерней Москвы». С первых минут становится ясно: идеального рецепта найти не удастся. Слишком уж много элементов нужно сложить, чтобы прийти к единому знаменателю. — Конфликт возникает при столкновении интересов, — объясняет конфликтолог Константин Рязанцев. — А вот в подростковой среде чаще вспыхивают «очаги» эмоционального противостояния. Инфантильное восприятие мира не объективно. И здесь им, конечно, должен помочь опыт взрослых. Легко сказать… Но как вмешаться, если чадо не склонно откровенничать? — Внимание педагога к перемене настроений учеников очень важно, но я против глагола «вмешиваться», — говорит учитель русского языка и литературы Ольга Полякова. — Если ребята пойдут со мной на контакт, попытаюсь понять, почему возник разлад. А если нет, буду выяснять, что случилось у их друзей. У председателя Московского городского «Родительского комитета», многодетного отца Руслана Ткаченко иная точка зрения: — У современных подростков есть серьезная проблема: они не умеют объединяться, — говорит он. — Раньше были пионеры, тимуровцы… А сейчас дети общности лишены. И им проще объединиться против кого-то. Отсюда и конфликты. — Дайте им общую точку опоры! — вступает в дискуссию лидер общественного движения «Мы — дети России» Вадим Арустамов. — Подросткам спорт нужен, секции, кружки, волонтерский труд. А авторитетом должны быть родители. — Не о том вы говорите! — горячится Ольга Полякова. — Да, родители должны быть образцом. Но как этого достичь? Раньше они уважали мнение учителя, а теперь только и слышим: «Мы все сами знаем!» А ведь молодой родитель не умеет общаться с ребенком. Но он и к учителю, готовому помочь, за советом не идет. Обратной связи к сожалению, нет. Тут снова слово берет многодетный отец Руслан Ткаченко: — Каждый тянет одеяло на себя: учителя забыли, что они, по сути, подрядчики у родителей, а те обижаются на педагогов, которые не учитывают их точку зрения. — Отдельно родители, отдельно школа, отдельно дети. Все эти взаимоотношения плохо координируются, — резюмирует старший методист территориального отделения Басманное городского психолого-педагогического центра Илья Хломов. Согласитесь, интересный поворот: получается, наши дети конфликтовать научились у взрослых, которые сами не всегда могут договориться. — Школьная система воспитания разрушает личность, — заостряет Константин Рязанцев. — Если мы считаем, что лучше подростка знаем, как себя вести, жить, с кем дружить, чего избегать, тут же возникает конфликт. Поэтому важно понять, что же сам подросток хочет. Хороший вопрос. Его и задаем ученику 11-го класса, юнкору «ВМ» Максиму Ливанову. — Взрослые должны уважительно относиться к ребенку, — чуть стушевавшись, отвечает он. — Подростку сложнее договариваться со взрослыми, которые априори считают, что он не прав в любом конфликте. Но, бывает, и взрослые ошибаются. Обидно, когда они тебя недооценивают, а то и просто не замечают. И компенсировать эту потребность в общении приходится в кругу сверстников. Поэтому в качестве поддержки я буду опираться на друзей, а не на взрослых. И объединять нас искусственно не надо: сами справимся, найдя компанию по интересам. Я думаю, надо изначально воспитывать в детях родителей. Чтобы, когда они вырастут, понимали, что делать и как общаться. Что тут добавить? Разве только вспомнить, чьими устами глаголет истина. Может, и правда, чтобы не было у семи нянек дитя без глазу, научиться договариваться нужно сначала взрослым? И не только слушать, но и стараться услышать своих детей?