Войти в почту

Цель - чтобы у всех были макароны

Михаилу Самину 16 лет. Он учится в 10 классе Московской средней школы №1329, читает Пратчетта и служит пастриархом в Церкви Летающего Макаронного Монстра в России. Официальный глава пастафарианцев в России в новогоднем интервью рассказал «Псковской губернии» о том, как «Закон Яровой» осложнил жизнь служителей макаронного монстра, зачем изучать с 1 по 11 класс «Основы рационального мышления» и чем Священный дуршлаг РПЦ МП отличается от Священного Синода РПЦ.«Лучше бы ты не рассказывал всем окружающим, как Я говорил с тобой»– Михаил, вам 16 лет и вы глава весьма необычного религиозного течения. Как вы пришли к Летающему Макаронному Монстру? – В Евангелии Летающего Макаронного Монстра написано, что наша религия – лучшая в истории. И я это понял достаточно быстро: все наши заповеди-заправки начинаются с фразы «лучше бы ты не…», ничего обязательного нет, нет догм и канонов – есть просто вера в Летающего Макаронного Монстра и все. Наверно, меня подтолкнули принять пастафарианство новости о пастном ходе, о регистрации этой религии, и я неожиданно для себя уверовал в ЛММ.– Вы серьезно верите в летающие макароны?– Все пастафариане веруют в Летающего Макаронного Монстра на самом деле, и, конечно, пастафарианство не является пародией! Мы не знаем, с чего вдруг люди взяли, что пастафарианство – религия пародийная. Это для нас остается большой-большой загадкой. Но даже не пастафариане признают, что наша религия нужна для решения каких-то общественных проблем, связанных с неравенством мировоззрений.– Допустим. Вы уверовали в Летающего Макаронного Монстра в 13 лет и уже в 16 стали пастриархом – впечатляющий карьерный рост!– Сейчас, когда я смотрю на свои фотографии тех лет, я кажусь себе, наверно, совсем ребенком. Я и сейчас ребенок. После того, как уверовал, помог организовать флешмоб – в разных городах Росссии пастафариане компанией приходили в магазин в и покупали дуршлаги – было достаточно весело. Нас тогда еще многие не знали, но агрессивных действий не было, полицию никто не вызвал. Я старался активно посещать собрания церкви Летающего Макаронного Монстра, а в ноябре 2013 года первый пастриарх Кама Паста I объявил о наборе в Священный дуршлаг – высший административный орган нашей церкви.– Священный дуршлаг назван так по аналогии со Священным синодом?– Я бы так не сказал: действуют они совсем по-другому. Если проводить аналогии, то он больше похож на то, что есть в Католической церкви. Священный дуршлаг имеет право, например, переизбирать пастриарха, и его власть теоретически больше. Вообще, Священный дуршлаг может заниматься чем угодно. Для того, чтобы было принято то или иное решение, нужно, чтоб за него проголосовало больше пятидесяти процентов членов (всего их 10, активных – 7) при поддержке пастриарха. Это просто высший административный орган нашей церкви. В Энциклике (письменное послание-распоряжение – Л.С.) первого пастриарха о Священном дуршлаге сказано, что как минимум раз в 30 минут на собраниях (обычно они происходят по скайпу) один из членов Священного дуршлага должен говорить какую-то смешную шутку. Это такой хороший орган. Я отправил туда заявку, прошел самое обычное собеседование по скайпу, кейс-интервью и неожиданно для себя стал членом Священного дуршлага.Михаил Самин (Сама Паста III) стал главой российских пастафарианцев летом 2016 года. – Чем вы занимались в Священном дуршлаге?– С самого начала я начал заниматься редактированием переведенного на русский язык Евангелия Летающего Макаронного Монстра. Я составлял главы, выстраивал в нужном порядке переведенные с английского языка фрагменты. Второе мое большое дело в Священном дуршлаге – это подготовка документов для регистрации в Минюсте нашей религиозной организации. К сожалению, пока этот вопрос до конца не решен, но мы работаем. Тогдашний пастриарх Пюра Паста III (ему тогда было 25 лет – Л.С.), видя мою активность, предложил мою кандидатуру на пост главы РПЦ МП. Священный дуршлаг проголосовал «за», и летом 2016 года я стал пастриархом.– Какая зарплата у пастриарха?– Пастриарх ничего не получает, потому что у нас принципиально некоммерческая религиозная организация. Если мы собираем на что-то деньги, то делаем это обязательно через кошельки, к которым подключены сервисы и любой желающий может зайти и посмотреть историю операций. Никто из членов Священного дуршлага, включая меня, не получает за свою работу деньги: это делается чисто на творческих началах.«Поешь, а потом иди к этим сволочам»– В ноябре Минюст в очередной раз не зарегистрировал РПЦ МП как религиозную организацию. Какие меры будет принимать пастриарх?– В наших документах Минюст нашел несколько ошибок. Я думаю, чтобы создать идеальный документ для регистрации с первого раза, нужно быть специалистом по регистрации религиозных организаций. Мне кажется, что такие есть только у Министерства юстиции и у крупных религиозных организаций. Там речь идет о малейших тонкостях. Например, оказалось, что в стандартной форме заявления не должно указываться сокращенное наименование религиозной организации, потому что по какой-то статье Гражданского кодекса они могут действовать, используя только полное наименование. А мы, не зная этого, заполнили в форме пункт «Сокращенное наименование», что оказалось ошибкой. Были и другие такого рода неточности.– А вам не кажется, что просто есть распоряжение сверху не регистрировать вас, отсюда и все эти придирки?– Мы так не считаем, потому что действительно допустили серьезные ошибки, а регистрация религиозной организации с ними противоречила бы законодательству. Мы же действуем исключительно в соответствии с ним. Юридического образования у меня, конечно, нет: я еще школьник, но я штудировал федеральные законы «О свободе совести», «О религиозных объединениях» и другие, связанные с этим документом.– И как, по-вашему, закон «О свободе совести» реализуется в современной России?– Не очень хорошо выполняется 14-я статья Конституции о равенстве всех религиозных объединений и отделении их от государства. И не очень хорошо выполняется эта строчка в федеральном законе, но, в общем-то, оно все соблюдается, конечно. Мы принципиально аполитичная организация, и я и другие представители нашей церкви не поддерживают в публичном поле политиков, политические партии. Но у нас есть своя официальная позиция по отношению к отдельным инициативам, например, к «пакету Яровой».– «Пакет Яровой» мешает жить Летающему Макаронному Монстру?– В «пакете Яровой», кроме части о строении трафика и об интернете, есть пункт «о миссионерской деятельности». Из-за этого без регистрации религиозных организаций сложно вести миссионерскую деятельность от имени этих религиозных групп: мы не можем заниматься проповедованием пастафарианства, не можем привлекать новых сторонников, рассказывая им об этом до того, как они сами захотели узнать и вступить в нашу организацию – что, конечно, не очень приятно. Мы продолжаем быть миссионерами, у каждого есть соответствующее решение общего собрания религиозных групп. Их в России около тридцати. Они не являются юридическими лицами, и для регистрации достаточно лишь сходить в региональный Минюст и подать уведомление. Мы к Яровой не относимся плохо и, в общем-то, мы против конкретно этого пакета законов.– Вас устраивают сегодняшние взаимоотношения Русской православной церкви с государством?– Я думаю, что лучше не комментировать действия других религиозных организаций. Конечно, нам не очень приятно то, что некоторые из них делают, некоторые из их предложений в малой степени соответствуют нашим взглядам, но это должно оставаться на их же совести.– А преподавание «Основ православной культуры» с 1 по 11 класс вы поддерживаете?– К сожалению, из-за того, что у нас еще не зарегистрирована местная религиозная организация, мы не можем даже, как Русская православная церковь, отправить запрос в Министерство образования, чтобы те создали для рассмотрения предмета специальную комиссию. После регистрации мы сразу сделаем запрос в Минобрнауки о введении основ пастафарианской культуры в некоторых классах и на отдельное преподавание основ пастафарианской культуры с первого по одиннадцатый класс. Одним из центральных предметов курса станет дисциплина «Основы рационального мышления». Одна из целей нашей церкви – это распространение здравого смысла, а он невозможен без методов рационального мышления. Чтобы понимать мир, нужно знать, какие ошибки бывают у мозга (к примеру, когнитивные искажения). Поэтому «Основы рационального мышления – был бы достаточно важен. Мы против введения основ православной культуры в случае, если этому курсу не предложена альтернатива в виде основ светской этики или основ пастафарианской культуры. Я надеюсь, что эта наша инициатива будет воспринята не хуже, чем предложение Русской православной церкви.– Пастафарианская церковь существует в России в 2011 года, за это время прошло лишь два пастных хода. Вы опасаетесь задержаний?– Сейчас сложно собрать людей и куда-то с ними пойти. Опасаться могли москвичи, потому что именно пастный ход в Москве был разогнан с ОМОНом в 2013 году. [Дмитрию] Энтео тогда показалось, что мы пародируем какую-то его религию, хотя это, конечно, не так. Он вызвал правоохранительные органы, и это было очень неприятно. Но если сейчас несколько человек предложат нам провести пастный ход, мы их, конечно, поддержим.«Лучше бы ты не вёл себя как самовлюблённый осёл и святоша, когда проповедуешь Мою макаронную благодать»– Летающий Макаронный Монстр может исцелять?– Летающий Макаронный Монстр – это не аналог святого какого-нибудь из другой религии, это бог, и, в общем-то, он очень сильный. Но, к сожалению, в ходе поставленного научного эксперимента он ни разу никому не помог. Он несколько пофигистично относится к происходящему в нашем мире.– Зачем нужен бог, который не помогает?– Я не очень понимаю, как можно спросить, зачем нужен бог. Мы не можем ответить, зачем мы в него верим: просто верим. Миссия пастафарианства – это распространение всего хорошего. Мы пропагандируем абсурд, здравый смысл и самоиронию. Я надеюсь, что люди будут понимать, насколько это важно.– Макаронный Монстр внешне похож на осьминога. Многие также усматривают его сходство с божеством Ктулху. Это случайность?– Я уверен, что это случайное совпадение, хотя, быть может, Летающий Макаронный Монстр создал осьминогов по… нет, не по подобию – по образу. Осьминоги явно неразумны, не состоят исключительно из углеводов, и вкус у них сильно отличается от вкуса макарон. Хотя, главное отличие – это неразумность осьминогов. Мы думаем, что Летающий Макаронный Монстр создал веру в Ктулху, решив еще раз посмеяться над людьми. Наверно, верующих в Ктулху меньше, чем пастафариан. При этом вера в Ктулху, вероятно, чем-то лучше, чем вера в других богов, не считая нашего.– Что чувствует пастафарианин, когда варит макароны? Сердце не сжимается, не жалко бога? И вообще, это не оскорбление чувств верующих?– Конечно нет! Пастафариане любят макароны, мы веруем, что макароны созданы по образу и подобию божию, и употребление их в пищу есть по сути причащение к Летающему Макаронному Монстру. Оскорбить чувства пастафарианина невозможно. Кроме того, когда за карикатуру на какого-то из богов других религий посадили человека, наш предыдущий пастриарх Пюра Паста III сделал объявление о том, что мы проводим конкурс карикатур на Летающего Макаронного Монстра. Там же он написал, что мы не оскорбляемся, потому что у нас даже есть заправка (заповедь в Русской пастафарианской церкви макаронного пастриархата – Л.С.) о том, что лучше бы мы не вели себя как самовлюбленные ослы и святоши, когда проповедуем его макаронную благодать, поэтому как-то странно было бы оскорбляться.– А что происходит в пастафарианском аду?– Ада у нас нет по той причине, что нарушить заповеди, начинающиеся с «лучше бы ты не…», несколько сложно. Но если бы он был, скорее всего, там было бы просто прокисшее пиво и больные венерическими заболеваниями стриптизерши.– Как проходит служба в храме Летающего Макаронного Монстра?– По пятницам пастафариане там собираются и просто общаются, иногда едят макароны, но чего-то похожего на богослужение там нет. Было бы достаточно странно проводить какие-то централизованные молитвы, потому что ничего обязательного у нас нет.– У пастафариан есть конечная цель?– Когда мне задают такой вопрос, я, конечно, отвечаю: «Чтобы у всех были макароны». Это трудно, но достижение этой цели означает, в общем-то, успешное существование общества и то, что у всех все хорошо.

Цель - чтобы у всех были макароны
© Псковская губерния