Войти в почту

Культурный подвиг. Музейщики восстановили известную усадьбу из руин

21 декабря главный дом музея-усадьбы «Остафьево» открыли для экскурсий. Продолжавшаяся 20 лет реставрация завершилась. Одной из первых по карамзинским местам прошла корреспондент «ВМ».В Овальном зале главного дома музея-усадьбы «Остафьево», где читал свои стихи Александр Пушкин и звучал голос Федора Шаляпина, 21 декабря собрались все сотрудники музея — от главных реставраторов и смотрителей до рабочих. — Мы создали единственный в России полноценный музей историка Николая Карамзина. Мы вернули России Остафьево. Этот культурный подвиг совершили вы, — обратился к ним директор музея Анатолий Коршиков. Невозможное возможно И это не просто патетика, ведь на реставрацию усадьбы ушло почти 20 лет! Дворянская усадьба в стиле строгого классицизма, построенная в начале XIX века князем Андреем Вяземским, где бывал весь цвет русской культуры, включая Пушкина, Жуковского, Гоголя, была практически полностью утрачена. В 30-е и 50-е годы XX века главный дом был приспособлен под дом отдыха, его планировка была искажена, декор утрачен. Поэтому когда в начале 90-х музейщики во главе с Коршиковым взялись за восстановление усадьбы, их коллеги в один голос говорили: реанимировать ее невозможно. И вот под занавес юбилейного года — 250-летия со дня рождения Николая Карамзина — главный дом наконец открывается для посетителей. Ведь именно в Остафьеве, где историк прожил 12 лет, он написал 8 томов главного труда своей жизни — «Истории государства Российского». Фактически музейщики завершили то, что задумали двести лет назад Вяземские, которые после отъезда из усадьбы Карамзина в 1816 году начали беспокоиться о том, чтобы имя историка навсегда осталось в этих стенах. — Дворец был очень сильно разрушен, из засыпанных подвалов мы вывезли 800 «КамАЗов» земли. Надо было не просто отреставрировать усадьбу, а понять, каким был дом, — объяснил Коршиков. Несмотря на перебои с финансированием, музейщикам удалось запрыгнуть в последний вагон и открыть экспозицию «Карамзин. Жизнь и труды». Она занимает 11 залов в западной анфиладе второго этажа — именно те помещения, где жила семья Карамзина. Каждый зал — это отдельная глава жизни и творчества историка: роман «Письма русского путешественника», поездка за границу, Отечественная война 1812 года. Отдельный зал без окон, с черными стенами с кровавыми отблесками посвящен страшному времени правления Ивана Грозного. Соответствует времени В интерьерах нет предметов, к которым прикасался сам Карамзин, но все убранство комнат соответствует обстановке русских дворянских усадеб начала XIX века, плюс богатая коллекция прижизненных изданий Карамзина. В исторические реалии вписаны современные атрибуты, без которых сейчас не обходятся музеи — интерактивные табло с информациями и фотографиями, видеопанели с роликами. В самое дальнее помещение можно только заглянуть, но нельзя войти. — Это сакральное место — кабинет историка. Здесь Карамзин писал свой труд, — Анатолий Коршиков невольно понижает голос. Кабинет этот в точности соответствует описанию историка Погодина, который приезжал сюда в 1844 году: голые оштукатуренные стены, покрашенные белой краской, широкий сосновый стол у окна, несколько козел с разложенными книгами и рукописями. Карамзин, как отшельник, закрывшись в келье, в аскетичном убранстве своего кабинета всего себя посвятил написанию «Истории государства Российского». Сейчас в кабинете светло — люстра горит. А тогда только свеча освещала рукописи, которые Карамзину привозили из Ватикана, Франции, Германии, монастырей и хранилищ, из которых он по крупицам собирал книгу об истории России. Единственный подлинный предмет в кабинете — конторка начала XIX века русской крепостной работы из волнистой березы, декорированная зачерненным деревом. Она была передана в музей потомком Василием Павловичем Шереметевым в 1962 году. Больше ничего подлинного нет, ведь в 1930-е годы музей, созданный здесь последним владельцем усадьбы Сергеем Дмитриевичем Шереметевым, был разрушен, а все музейные предметы разошлись по разным музеям страны или были сожжены. Будуары, изразцы и лепнина Помимо экспозиции, посвященной Карамзину, в этот день для посетителей открыли первый этаж главного дома, где воссозданы интерьеры первой трети XIX века, какими они были при Вяземских: анфилада дворцовых помещений, залы для приема гостей, спальни, будуары Веры Федоровны Вяземской, роскошный овальный зал. — Изразцовые печи восстановили, открыли окна и дверные проемы, которые были заложены в советское время. В ходе реставрации музея-усадьбы «Остафьево» нашли фрагменты лепнины и росписи. Еще не завершены работы по живописи в связи с недостаточным финансированием, но у нас есть проект, который прошел историко-культурную экспертизу, — рассказала «ВМ» замдиректора по реставрации и строительству Светлана Рябина. Однако музейщики обещают, что дом еще будет наполняться музейными предметами и сокровищами бывших владельцев. ПРЯМАЯ РЕЧЬ Леонид Кондрашев, главный археолог Москвы: — В советские годы усадьба «Остафьево» несколько раз перестраивалась и практически потеряла свой исторический облик. Поэтому здесь нужно было не только провести капремонт, но и выполнить высококвалифицированную реставрацию. Сейчас идет приемка очередного этапа сложных работ. В год 250-летия Николая Карамзина восстановлены комнаты и кабинеты, где в свое время жил и работал историк. Что касается остальных залов, то в них проведены общие противоаварийные работы. Теперь реставраторам предстоит восстановить росписи, которые там были. СПРАВКА К восстановлению памятников культурного наследия столицы активно привлекаются добровольцы. У истоков этого движения стоял первый в истории Москвы главный археолог города Александр Векслер. Именно при нем был создан Клуб юных археологов, которые участвовали в организованных им раскопках. Сегодня раскопки в столице проходят под эгидой специализированных археологических организаций. Мосгорнаследие, со своей стороны, осуществляет контроль и приглашает к сотрудничеству студентов. Так, ребята из Технологического колледжа № 2 помогли восстановить оконные решетки, что были найдены на Мясницкой улице. А студенты Реставрационного колледжа № 26 восстановили немецкое надгробие XVII века. КСТАТИ Также вчера Департамент культурного наследия Москвы презентовал книги, изданные при участии ведомства. Среди них, например, уникальное справочное издание «Памятники монументального искусства Москвы». В книге описано более 900 значимых скульптур города. Не менее увлекательно издание «Почетные реставраторы города Москвы 2015–2016». Это книга о людях и памятниках культуры, которые они помогли сохранить. ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ Наследние князя Сергея Гагарина Особняк Гагариных, который сейчас входит в состав парламентского комплекса, был построен в 1776 году. Земли у Петровских Ворот Белого города императрица Екатерина II пожаловала князю Сергею Гагарину. Здесь и было решено возвести особняк (далее...) Самые популярные достопримечательности Москвы: Новодевичий монастырь, Парк Горького и планетарий Участники проекта «Активный гражданин» проголосовали за достопримечательности, которые нужно включить в экскурсионные маршруты Московского туристического портала и автобусов City Sightseeing. Всего своё мнение высказали 249 722 человека (далее...)

Культурный подвиг. Музейщики восстановили известную усадьбу из руин
© Вечерняя Москва