Войти в почту

Песни в картинах. Кто изображает шорцев и телеутов?

Корреспондент «АиФ – Кузбасс» выясняла, что сподвигло кемеровскую художницу писать картины на национальные мотивы малых народов Сибири. Богатое наследие Кемеровчанка Марина КОЛОМЕЕЦ, архитектор по образованию и художница, начала писать картины на кузбасские этнические темы около десяти лет назад, когда пережила аварию и оказалась в инвалидной коляске. Марина Коломеец Долгое время девушка не могла двигаться, лежала в постели и просила одного: чтобы её снова начали слушаться руки, ведь она художница. Со временем чувствительность к рукам вернулась, и наша героиня смогла взяться за работу, как раньше. В том же страшном для Марины 2005 году в краеведческом музее г. Таштагола ей подарили небольшую книжку с рассказами, притчами и стихами на шорском языке (с небольшим словарём в конце), после чего она полностью погрузилась в содержание и была поражена: какое богатое литературное наследие у наших предков! Тогда Коломеец начала выписывать разные книги из Таштагола, Новосибирска и Томска и всерьёз задумалась перенести образы, рождавшиеся в её голове по ходу знакомства с шорской культурой, на холст, чтобы запечатлеть историю сибирской земли. «Сами собой стали появляться рисунки, картины-иллюстрации, работы в живописи и графике. Сколько их у меня? Точное количество не назову, что-то приобретают музеи и частные коллекционеры. Музей-заповедник «Томская писаница», к примеру, приобрёл у меня 12 графических листов (открыток) из серии «Легенды Сибири» и «Элим – земля предков». Когда приходит вдохновение, моя муза, то этнические серии я с удовольствием пополняю новыми сюжетами», – рассказывает Марина Коломеец. Страна Сибирия 12 октября в Кемеровском областном художественном колледже открылась выставка работ Марины и её супруга Константина ЭПОВА, который тоже увлечён историей шорцев и телеутов. Графика супругов, содержащая в себе не только причудливые формы и замысловатые сюжеты, цепляющие глаз, отражает эпос, легенды и сказания малых народов Сибири, поэтичные сцены красоты края и истории древних. Темы сибирской этноархаики и современного города объединились у творцов в одну «Страну Сибирию». Этот творческий проект успешно стартовал в 2012 году в Санкт-Петербурге и «объездил» разные города нашего округа и Дальнего Востока. Марина в шутку называет свою графическую живопись «тряпкографией» (её верное название - «монотипия»), потому что мажет кусок ткани или мятую бумагу в краске и отпечатывает рисунок на холсте. Потом из оттисков рождаются конкретные образы. Так происходит соединение случайного (оттиск) и закономерного. Если художник думает о пейзажах, он и в простых пятнах видит их элементы, к примеру, поля, усеянные цветами. Марина видела этнические образы. «Конечно же, у коренного населения изменились условия жизни, появилась возможность учиться, постигать различные знания. Опираясь на этот багаж, они хотят возрождать в той или иной форме древние культурные традиции и знания об истории своего народа», – говорит Марина, стремясь помочь в этом своим творчеством. Евгения Юманова Художественных изображений, которые создали бы шорские и телеутские художники, почти не осталось, поэтому кемеровчанка сама придумывает, как выглядел бы дух огня, дух воды или леса (наши предки одухотворяли всё, у них даже существовал дух очажной ямки и двери). «Иногда я смотрю на её работы и думаю, может, она действительно подключилась к нашим древним корням?» – оценивает творчество кемеровчанки член Союза художников России и педагог Кемеровского областного художественного колледжа Евгения ЮМАНОВА. Зачем продлевать род? Вообще же одним из основоположников темы коренных народов в живописи стал кузбасский художник Александр АНАНЬЕВ, но в поле его зрения попали алтайцы. Сам Александр Михайлович часто бывал на Алтае и делал много портретов местных жителей, которые в знак расположения и признательности дарили ему овец. В итоге у художника образовалось целое стадо (овцы плодились), над чем с удовольствием шутили кемеровские художники. Телеутов и их быт стремился запечатлеть Александр КИРЧАНОВ в 70-х годах прошлого века. Уклад коренных народов отражал вечность: они не изменяли именам, песням, быту и одежде уже многие годы. Это русские живут на территории Сибири около 400 лет, что для истории слишком мало, а тюркоязычные народы тут находятся гораздо дольше. Также на этническую тему шорского народа пишет Эльвира СУРНИНА, с которой Евгения Юманова ездила в этом году в татарский древний город Елабугу. Каждый год там проходят симпозиумы художников постсоветсткого пространства. В этом году его темой стала «Сакральность народных песен». К ней, по словам педагога Евгении Николаевны, художники подготовились заранее: продумали, что будут писать, заказали холст и непосредственно на симпозиуме раскрыли тему. Подготовилась и педагог колледжа. «За основу своей картины я взяла телеутскую колыбельную. По их традиции, новорождённый ребёнок сначала спит около матери, но на новую Луну собираются старожилы улуса и с песнями как бы отделяют малыша от мамы – укладывают его в новую колыбель. Мне кажется, что наша жизнь состоит из суетливого настоящего, тревожного и непонятного будущего и разных степеней прошлого. Прошлое есть недалёкое (наши мамы, бабушки и дедушки), а есть далёкое: представим себе хоть тех же казаков, которые шли покорять Сибирь через дикую тайгу среди медведей и волков, сплавлялись на ладьях, зимовали практически под открытым небом. Мы сейчас едем на поезде и, кажется, долго. А как они осваивали территорию? Мы находимся в исторической цепочке с предками. Когда чувствуешь, что принадлежишь древнему роду, понимаешь, как важно рожать детей, чтобы продолжать его. У меня, кстати, три сына», – смеётся художница Юманова.

Песни в картинах. Кто изображает шорцев и телеутов?
© АиФ Кузбасс