Ещё

Религиозные праздники 24 ноября 

Преподобный Феодор Студит

Сын константинопольского сборщика податей Фотина Федор получил образование у лучших риторов и богословов столицы. А когда при императоре-иконоборце Константине Копрониме отец ушел с госслужбы, в 781 году вся семья, включая молодую жену Федора, приняла монашество.

Духовным отцом их стал родной дядя Федора, преподобный Платон — настоятель монастыря Символон на горе Олимп. Через год дядя с двумя племянниками удалился в более уединенное место — Саккудион, основал там новую обитель, и в 994 году ее игуменом стал Феодор. Но «тихого и безмолвного» монашеского жития «во всяком благочестии и чистоте»" ему было отпущено всего 3 года.

В 797 году, возмущенный тем, что император Константин VI, поправ церковный канон, в четвертый раз женился, преподобный Феодор разослал по монастырям послания, в котором объявлял императора отлученным от церкви, за что был тут же арестован и вместе с десятью сподвижниками сослан в Фессалоники.

Но не прошло и полугода, как императрица Ирина, вернувшая себе престол, освободила монахов. В 799 году она предложила преподобному Феодору возродить опустевший при иконоборцах Студийский монастырь, куда вскоре собралось до тысячи иноков. Студиты приобрели громадный вес в церковной жизни, с ними считались патриарх и император.

Однако столкновения монаха со светской властью на этом не кончились. В 809 году он публично осудил неканоничные действия императора Никифора I, за что был подвергнут истязанию, сослан на остров Халки и вернуться в Константинополь смог лишь спустя два года, уже после смерти Никифора.

Следующий император, Михаила I Рангаве, даже сделал его своим советником. Но весной 815 года, когда занявший императорский трон Лев Армянин начал насаждать иконоборчество, преподобный Феодор открыто обличил эту ересь, за что в 816 году опять был сослан — сначала в иллирийскую крепость Метопу, затем в анатолийскую Бониту, а после в Смирну, где продолжал полемику с иконоборцами.

Вопрос этот был для него принципиальным еще и потому, что он видел в иконоборчестве нарушение свободы церкви светской властью. Споря с императором Феодор Студит писал: «Не нарушай мира церкви; Бог поставил в церкви иных апостолами, других пастырями и учителями, но не упомянул о царях; оставь церковь пастырям и учителям. Если бы сам ангел сошел с неба и стал извещать истребление веры нашей, то не послушаем и его».

Из ссылки преподобного Феодора после гибели Льва Армянина в 820 году вернул император Михаил II Травл, который, однако, будучи сам иконоборцем, почитание икон в столице запретил, а Федору Студиту, хоть он и встречен был народом как мученик и чудотворец, монастыря не вернул. Несколько лет преподобный скитался, пока осенью 823 года не оказался в монастыре святого Трифона в Вифинии, где и скончался 11 ноября (24 ноября по новому стилю) 826 года. А уже через два года он был канонизирован, и в январе 844 года его мощи торжественно перенесли в Константинополь.

Среди современников преподобный Феодор пользовался громадным влиянием, завещание его ежегодно читали во время службы в Студийском монастыре, а для потомков он стал одним из главных учителей аскетики и апологетом иконопочитания. Спору с иконоборцами посвящено и его главное сочинение — три книги «Опровержений» (Antirrhetica).

Но прославил его в веках устав, данный им Студийскому монастырю, подробно регламентирующий жизнь монахов. Он получил широчайшее распространение, особенно на Руси, где первым его ввел в своей обители преподобный Феодосий Печерский в 1065 году. «От того же монастыря приняли», по словам летописи, «все монастыри устав».

Со временем господства Студийского устава совпадает период распространения и наиболее плодотворной просветительной деятельности русских монастырей.

А главным памятником литературной деятельности Феодора Студита стали его проповеди. Они были собраны в двух Катехизисах — Большом и Малом. Последний, состоящий из 134 поучений к братии, пользовался большой популярностью не только у иноков, но и у мирян. И хотя главными источниками для автора были Священное Писание и жизненный опыт, а основной темой — идеалы деятельной, а не созерцательной аскетической добродетели, фон каждой проповеди был живой, взятый из реальной политической и общественной жизни, и это отличало их от чисто дидактических нравоучений. Поэтому Малый Катехизис был одной из любимых книг средневекового греческого и славянского общества.

Шмини Ацерет и Симхат Тора

Шмини Ацерет — буквально означает «Восьмой (день — праздничное собрание» — завершает еврейский праздник Суккот, но не является его частью. Это — отдельный праздник. В этот день евреи читают поминальную молитву Изкор и молятся о дожде, потому что во времена существования Иерусалимского Храма именно в восьмой день совершался обряд возлияния воды на жертвенник, сопровождавшийся просьбами о даровании дождя в наступающем году. В молитвах, произносимых в Сукот, дождь не упоминали. Но как только сыны Израиля покидали шалаши и возвращались в дома, они немедленно начинали молить Всевышнего о дожде. И сегодня, начиная с Шмини Ацерет, в синагогах в течение всей зимы также читают молитву о дожде.

Иудеи объединяют с этим праздником завершение цикла чтения Торы — Симхат Тора (Радость Торы). Тора состоит из пяти книг, из 54 «еженедельных глав», читаемых в течение всего года. В день праздника в синагогах завершается и вновь начинается годичный цикл чтения. Из ковчега вынимают свитки и семь раз проходят с ними вокруг возвышения в центре синагоги. Шествие сопровождается радостными песнями и плясками. Начинают чтение в Шмини Ацерет и заканчивают в Шмини Ацерет. И так весь народ поступает уже почти две тысячи лет.

В этот день устраивают праздничную трапезу, пляшут, веселятся и поют всевозможные песни и гимны во славу Торы. Эта радость Торы превосходит любую другую — она остается навсегда и никогда не исчезает: даже когда враги разрушили Храм и священный город Иерусалим и изгнали Израиль из его страны, радость Торы осталась с ним и нисколько не уменьшилась.

Праздник Сукот вмещает в себя события целого года. Вообще, слово «год» появляется в Торе рядом с названием только одного этого праздника: «Праздник урожая — на повороте года» (Шмот, 34). Тора учит, что в году, как в празднике Сукот, как бы всего семь дней, и само понятие времени в этом мире в принципе сводится к семи дням — ведь мир был создан за это время. Когда же эти семь дней — неделя — проходят, мир обновляется, начинается с начала.

Неделя праздника Сукот вмещает в себя все недели, прошедшие с начала года, и питает весь мир. А Шмини Ацерет — день, который Тора называет «восьмым» — находится вне времени, как бы над ним. Что же поставило его над временем? Разумеется, Тора, которая тоже стоит над временем.

Зула Хурал — Праздник тысячи лампад

Этот праздник праздник посвящен Дже Цонкапе, реформатору тибетского буддизма, основателю школы Гелука, считающемуся земным воплощением Бодхисаттвы Манджушри — вторым Буддой. На рассвете 25-го дня первого зимнего месяца по лунному календарю он начал медитацию на пустоту и ушел в нирвану.

Светильники, которые зажигают в этот день, символизируют свет мудрости, рассекающий тьму неведения и знаменуют свет учения Будды.

Два основных сочинения Дже Цонкапы — «Ламрим» (посвященное общему пути Махаяны) и «Нагрим» (посвященное пути Тайной Мантры) — полностью охватывают духовную практику буддизма. По преданию, сам лама Цзонхава в конце земной жизни просил будущих учеников не печалиться, что они не встретились с ним лично, а прочесть два упомянутых труда, что будет равноценно личной встрече.

Школа Гелука, к которой принадлежит большинство буддистов России, относится к буддизму Махаяны ("Большой колесницы"), ставящей во главу учения деятельность во благо всех живых существ. Это самая влиятельная из школ Тибета. Ее глава, он же и настоятель ее главного монастыря Галдан, носит титул гьялва (тиб. — «победитель») и считается воплощением бодхисаттвы Авалокитешвары. С середины XVII века школа Гелука утвердилась в Монголии, Бурятии, Калмыкии, Туве и Китае в качестве придворной буддийской школы императорского двора.

В день Тысячи лампад верующие приносят в храмы в подношение Учителю молоко, чай, сладости и масло для лампад. А когда стемнеет, внутри и вокруг храмов зажигают множество лампад, которые горят до рассвета. Монахи читают молитвы. В монастырях устраивают торжественные процессии с зажженными факелами.

В честь праздника в Иволгинском дацане — духовной столице буддийской традиционной сангхи (буддийской общины) России, расположенной у подножия хребта Хамар-Дабан в 30 километрах от столицы Бурятии Улан-Удэ, — для верующих открывают доступ к нетленному телу хамбо-ламы Даши–Доржо Итигилова, умершего в 1927 году в позе лотоса во время медитации. В 2002 году тело его было найдено в месте захоронения нетленным. С этого времени оно находится в Иволгинском дацане как великая реликвия. Доступ к ней открывается лишь во время главных буддийских праздников. Буддисты считают, что лама продолжает медитацию.

С 2004 года Зула Хурал — национальный праздник Калмыкии. Там с днем ухода в нирвану Дже Цонкапы связано наступление нового года — в этот день калмыки получают свой «новый возраст» (раньше здесь вообще не отмечали дней рождения — в день Зул каждый просто прибавлял себе один год).

Читайте также
Новости партнеров
Больше видео