Войти в почту

В Норильске завершился фестиваль "Большой Аргиш"

В Норильске -25°C (а бывает и -50°C!), но горожане не сидят по домам, а живут культурной жизнью. В этом году "Большой Аргиш" (слово "аргиш" переводится как "олений обоз", но в более широком, философском смысле - "движение по жизни") состоял из четырех малых фестивалей - литературного, гастрономического, фотографического и туристического. И на каждом был аншлаг. На торжество слетелись не только столичные гости - из самой тундры в Норильск на вертолете доставили шестерку оленей. "Литературный Аргиш" стартовал с конкурса юных чтецов. Ребята должны были выбрать произведения писателей и поэтов Крайнего Севера. Участие приняли 84 школьника из 42 учебных заведений Норильска и соседней Дудинки. Многие участники не только прекрасно продекламировали выбранные отрывки, но и сделали это в национальных костюмах. Чаще всего они обращались к произведениям ненецкой писательницы и поэтессы Любови Ненянг. Победителями стали Энхе Хилтухинов и Полина Зелина. В качестве приза они получили от фонда "Живая классика" путевки в международный детский центр. Школьникам, занявшим вторые и третьи места, вручили электронные книги и наборы книг с автографами писателей - участников фестиваля "Литературный Аргиш". Полюбоваться самым северным городом мира прилетели писатель, лауреат премии "Ясная Поляна" 2016 года Александр Григоренко, писательница, биолог и семейный психолог Екатерина Мурашова, детская писательница Тамара Крюкова, эвенкийская писательница и исследователь коренных малочисленных народов Галина Кэптукэ-Варламова, потомственный шаман из Ямало-Ненецкого автономного округа Александр Кулиш. Во время литературного праздника норильчане, как и планировалось, успели записать настоящую видеокнигу: в специальной комнате все желающие читали на камеру сказки северных народов. Впоследствии из лучших декламаций сложится северная народная книга. Медиапоэт Анна Толкачева продемонстрировала созданный во время фестиваля 3D-проект "Ландшафты и поэзия Таймыра" и удивительную Мандельштам-машину. Проверено - чудо-генератор стихов, черпающий "вдохновение" в поэзии Осипа Эмильевича, ни разу не повторился. По крайней мере, из тех 40 сгенерированных четверостиший, что удалось увидеть корреспонденту "РГ". Миниатюрная и обаятельная эвенкийская писательница Галина Кэптукэ-Варламова проделала долгий путь из Якутии в Норильск с пересадкой в Москве. На встрече с читателями она рассказывала не столько о себе, сколько об эвенках, их образе жизни и фольклоре, собирательницей которого Галина Ивановна является. Как оказалось, наибольшей популярностью у эвенков пользуются заклинания. - Молодые эвенки-охотники, даже не знающие языка, звонят и просят: "Вышлите нам заклинания", - с улыбкой рассказывала писательница, которая владеет не только магией слова. Галина Ивановна - женщина-шаман. За одним из ужинов участникам фестиваля даже удалось стать свидетелями ее магических способностей. Путешественник Дмитрий Иванов решил показать Галине Кэптукэ, как работают очки виртуальной реальности. Но как писательница ни старалась, запустить "виртуальность" она не смогла. Фигуры, которые у всех остальных, опробовавших очки в действии, четко виднелись, у писательницы исчезали. Не приняла виртуальная реальность мистической Кэптукэ. Прямая речь Александр Григоренко, писатель: - Моим главным открытием на "Литературном Аргише" стал собственно сам Норильск, поскольку я в этом городе впервые, хотя почти всю жизнь прожил в Красноярском крае. В Норильске испытываешь сложные чувства - с одной стороны, осознаешь, какие огромные жертвы были принесены ради того, чтобы появился этот город, с другой - если мы можем строить такие завидные для любой местности города в Заполярье, которое, кажется, вообще не предназначено для жизни человека, то, значит, мы, мягко говоря, чего-то стоим. Из программы фестиваля (а я видел далеко не все) больше всего запомнились выступления Галины Кэптукэ-Варламовой, доктора филологии, и Александра Кулиша, поэта, художника, собирателя селькупского фольклора. Запомнились, прежде всего, тем, что фундаментальные представления об устройстве мира у народов тайги и тундры принципиально схожи с представлениями "цивилизованных" народов. Когда Кулиш рассказывал об устройстве нижнего мира у селькупов, он в общих чертах воспроизводил картину ада у Данте - и это лишь одно из подмеченного. То, что одним приходило как прямое откровение, другим - как интуиция. В остальном - прекрасная организация, прекрасные люди, очень, кстати, ревностно относящиеся к ценностям своего города. В театре мне дважды сделали замечание по поводу моего пиджака - местные сочли, что его фасон не подходит для такого священного места, как их театр. Текст публикуется в авторской редакции и может отличаться от вышедшего в номере "РГ".

В Норильске завершился фестиваль "Большой Аргиш"
© Российская Газета