Войти в почту

Вахтанговский «Мнимый больной»: как классика пытается быть современной

Все-таки основное назначение сцены — развлекать, этому и посвящена последняя премьера Театра им. Евгения Вахтангова «Мнимый больной» по Мольеру в постановке румынского режиссера Сильвиу Пуркарете.Трудно представить такой спектакль в ином столичном театре — арбатские подмостки традиционно тяготеют к жанру комедии дель арте, в котором 350 лет назад была написана эта пьеса. Она предполагает сцены в карнавальной стилистике, музыкальные номера, актерскую импровизацию, сатиру и даже грубый фарс по злободневным сюжетам. В премьере есть все, но последнего пока маловато. У Пуркарете артисты то и дело переодеваются в пышные красочные костюмы — так начинается спектакль. Сергей Маковецкий, играющий главную роль, больного Аргана, все время примеряет разные маски. Выбивающиеся из сюжета сцены с танцами и песнями сменяют друг друга по ходу всего действия — кому-то в зале это кажется нелогично, другие так объясняют больную фантазию главного героя. Однако если современный неискушенный зритель не видит смысла в таких дивертисментах, они не перестают быть обязательными для мольеровской комедии. Равно как и возможность сделать происходящее на сцене созвучным любому времени — драматург наделил этой властью актеров. Партнершей Маковецкого стала Ольга Тумайкина — она играет служанку Аргана Туанетту. У актрисы в последнее время наблюдается прямо-таки ренессанс в родном театре. Не успели стихнуть восторги ее Кабанихой в «Грозе», как уже новый успех: служанка с первого появления выгодно отличается энергичностью, непринужденностью, естественностью, звучным голосом и четкой дикцией — даже на балконе третьего яруса можно расслышать ее шепот! Маковецкий поначалу не может похвастаться такой выправкой. Хотя это не портит общего впечатления, в конце концов его герой — больной. Вместе же актеры создают очень гармоничный и «живой» дуэт: с азартом и мастерством импровизируют, в спектакле появляется тонкая напряженность. Именно так заурядные перипетии пьесы находят отклик в зрительских умах. К слову, Тумайкина и Маковецкий в свое время провалились на вступительных экзаменах в Школу-студию МХАТ — их не взял сам Табаков. Поэтому или нет, но в актерском пылу Маковецкий ловко, как бы невзначай, сравнивает своего больного с одним известным и широко тиражируемым нынче выпускником Олега Павловича. Чем закономерно вызывает смех зала — возникает злободневность, самоирония. Она еще появляется в сцене, где Маковецкий выходит из роли и на пару минут становится самим собой, Сергеем Васильевичем. Других колкостей «о наболевшем» и изысканных насмешек нет. А ведь именно в них весь сок комедии. Можно сколько угодно наслаждаться прекрасными костюмами и сценографией Драгоша Бухаджиара, вокалом артистов, игрой — всего этого в спектакле в избытке. Однако нехватка острот о насущном не позволяет пока «Мнимому больному» адаптироваться к чаяниям современной публики. Впрочем, это дело времени, ведь по части импровизации вахтанговцы всегда были первые.

Вахтанговский «Мнимый больной»: как классика пытается быть современной
© Вечерняя Москва