Будущие исследователи Вселенной хотят сжигать космический мусор
Тубусы, плакаты с изображениями двигателей в разрезе, формулы и цифры. 15 ноября в фойе ДК Московского авиационного института открылась III Международная неделя авиакосмических технологий. Студенты и аспиранты живо обсуждали проекты и новые разработки.За первым днем работы форума наблюдал корреспондент «ВМ».Чтобы отыскать представителей московских вузов, пришлось воспользоваться старым, но испытанным методом героя романа Александра Дюма, комиссара Жерара. «Ищите женщину», — говорил французский сыщик. Метод сработал. Две первые девушки с тубусами в руках, к которым я решил обратиться, оказались москвичками. Обе учатся и работают в Московском авиационном институте и имеют к авиаразработкам непосредственное отношение. — Я сегодня защищаю проект, посвященный системам охлаждения газовых турбин, — рассказывает преподаватель Виктория Земляная. — В авиационном двигателе самый напряженный узел — газовая турбина. Она состоит из нескольких рядов лопаток, которые нужно охлаждать. Если этого не делать, турбина прогорит, двигатель выйдет из строя и полет завершится бедой. Вот я и придумала нанести на эти лопатки небольшие зазубрины. Уверена, моя разработка подойдет и для военной авиации, и для космонавтики. Девушки признаются, что о полетах на Марс они не мечтают. Но не прочь побывать в космосе и посмотреть на Землю из иллюминатора. — Главный тренд отечественной космической индустрии — строительство космической обсерватории «Миллиметрон», — говорит аспирант Наталья Пергникова. — Обсерватория просто необходима для исследования дальнего космоса, ее запуск запланирован на 2025 год. Станция отдалится от Земли на расстояние полутора миллионов километров — там и начнет свою работу. Чтобы полеты в космосе проходили максимально безопасно, его периодически нужно избавлять от космического мусора. — Он мешает выводить аппараты на орбиту, — негодует аспирант МАИ Артем Алексеев. — С помощью моего лазерного резонатора мусор будет сжигаться. При этом космическому кораблю вовсе не придется менять свою траекторию. Пока представители вузов авиакосмического комплекса расчехляют тубусы, не занятые в проектах студенты спешат в зрительный зал Дома культуры МАИ, где директоры и замы ведущих корпораций поделятся с молодым поколением ученых своим видением развития технологического прогресса. ПРЯМАЯ РЕЧЬ Михаил Погосян, ректор Московского авиационного института: — В Московском авиационном институте учатся больше двадцати двух тысяч студентов. Среди них есть наверняка те, кто смотрит далеко в будущее. Специальных рекомендаций, чтобы они читали научную фантастику, я не даю. Полагаю, что чтение таких книг, а также и специализированных изданий — это то, что формирует специалистов. У них должно быть понимание перспектив развития нашей отрасли. МАИ — это та отличная площадка со множеством возможностей, позволяющих объединить разные идеи в новых научных проектах и изысканиях.