Войти в почту

Страсти по "Таинственной страсти"

Сейчас, когда самый ожидаемый сериал этого года - "Таинственная страсть" - подходит к завершению, можно делать какие-то выводы. Вполне, кстати, субъективные. Потому что есть факторы объективные - фильм посмотрело огромное количество зрителей, он вызвал споры, а значит, не оставил равнодушным никого...Это, конечно, результат. К середине сериала "раскачался" сюжет и смотреть стало интересно - без фанатизма, но следишь за сюжетной линией. Прекрасна Чулпан Хаматова с ее Нэллой Аххо, очень живой Филипп Янковский. Пожалуй, именно на этих двух актерах держится фильм. Хотя актерских удач много. Юлия Пересильд - Ралисса - невероятно хороша и эфемерна, на нее просто приятно смотреть. Александр Ильин в роли Роберта Эр тоже понравился. Удивила портретная схожесть Александра Большакова с Эрнстом Неизвестным и Евгения Павлова с Андреем Вознесенским. И так же - раздражение вызвал Сергей Безруков, он же Влад Вертикалов, он же Владимир Высоцкий, он же Пушкин, он же Есенин. Ну, как-то совсем не похож. Безруков в роли Безрукова с гитарой. Но это все, конечно, детали. При внешней успешности сериала - мне кажется, что почему-то не удалось передать атмосферу шестидесятых. В "Оттепели", например, состоялось что-то неуловимое, манящее, живое из "тех лет". И, например, в "Стилягах" - совсем другая картинка, ярче, грубее, звонче, - но тоже передана эпоха. Или вот фильм Карена Шахназарова "Исчезнувшая империя" - не очень прошумевший, кстати, но удивительно живой и подлинный. Про семидесятые. В чем заключается секрет погружения в любимые всеми, уже подзабытые, но от этого ставшие сказочно-прекрасными советские пятилетки? Ведь для "Таинственной страсти" были сняты прекрасные рекламные ролики, - в черно-белой стилистике. В них что-то от "Романса от влюбленных", от "Я шагаю по Москве"... Может быть, в "Таинственной страсти" не хватило какой-то сквозной мелодии, на которую были бы нанизаны все серии? В "Страсти" много стихов и песен тех лет, но нет мелодии основной, главной. И эпизоды распадаются, не складываются в общую картину. И еще. Почему такой интерес был к сериалу - еще до его выхода на экран? Потому что поэты-шестидесятники, главные герои ленты, для нас все еще слишком живые. Несмотря на то, что практически все уже ушли из жизни. Но - мы застали их, они выступали на творческих вечерах и в телевизионных передачах, а наши родители выписывали "толстые" журналы с литературными новинками, - и где-то на дачах у нас стоят подшивки этих вот журналов, где публиковались Ахмадулина и Вознесенский, Рождественский и Аксенов. С поколением поэтов и писателей Серебряного века нас разделяет уже более чем полувековой рубеж, - и они небожители, легенда. Ну, практически как Пушкин и Толстой. Если закрыть глаза и представить, что все мы стоим на берегу безбрежного океана и медленно-медленно приближаемся к его бушующим волнам, - то Пастернак и Цветаева уже неразличимы в волнах. Мы знаем, что они были, восхищаемся их поэзией, - но не ощущаем человеческого тепла, жизненной пульсации. Космос... А Ахмадулина и Рождественский, Высоцкий и Эрнст Неизвестный только-только стояли рядом с нами, на берегу. Мы почти держались за руки... И сейчас еще песок хранит отпечатки их следов. А волны безжалостно слизывают эти следы... И нам жаль, до слез жаль расставания. И все мы понимаем неотвратимость и неизбежность его. И сами, шаг за шагом, приближаемся к этому океану вечности... Вот поэтому, наверное, и есть такой болезненный интерес к фильму. Поэтому и будем спорить еще много, и обсуждать игру актеров. Но в этом, как ни парадоксально, и есть главный плюс "Таинственной страсти". Чтобы вновь вернуться к творчеству шестидесятников. Открыть томик Ахмадулиной, послушать Окуджаву. И уже за это огромное спасибо создателям фильма. Мнение автора колонки может не совпадать с точкой зрения редакции газеты "Вечерняя Москва".

Страсти по "Таинственной страсти"
© Вечерняя Москва