Ещё
Евросоюз объявил войну нефти и газу
Евросоюз объявил войну нефти и газу
В мире
Российские корабли вышли в Черное море
Российские корабли вышли в Черное море
Армия
Путь к войне: Новая теория США об Украине в НАТО
Путь к войне: Новая теория США об Украине в НАТО
В мире
Гварамия обещал изнасиловать матерей лидеров правящей партии
Гварамия обещал изнасиловать матерей лидеров правящей партии
В мире

Марк Захаров: Каждый человек должен иметь право на Полет 

Марк Захаров: Каждый человек должен иметь право на Полет
Фото: Вечерняя Москва
13 октября художественный руководитель «Ленкома», легендарный режиссер, народный артист СССР отмечает день рождения. В эти дни режиссер репетирует свой новый спектакль — сценическую фантазию на тему двух произведений любимого им писателя  — повести «День опричника» и романа «Теллурия». Наш обозреватель беседует с артистом.
— Марк Анатольевич, поведайте, что вас «зацепило» в этих сорокинских произведениях?
— Я задумал поставить антиутопию, действие которой происходит через сто лет после премьеры. Есть вещи, которые сегодня меня по-настоящему беспокоят. Потому что они могут обернуться (и уже в какой-то степени обернулись) некой деградацией общественной мысли в отношении нашей отечественной истории.
Наш современник Владимир Сорокин с большим сарказмом и острым юмором гоголевского склада исследует общественные настроения, которые привели к тому, что в Орле открылся памятник . Увлечение стариной, без различения того, кто является в истории тираном, а кто эту историю действительно двигает вперед, — опасно.
Даже дореволюционные императорские историки не осмелились в памятник, посвященный 1000-летию России, поставленный в Великом Новгороде, внести фигуру этого царя. Поэтому дальше я с содроганием жду, что у нас появятся памятники или, например, Лжедмитрию, которых было несколько.
— Марк Анатольевич, давайте лучше поговорим о приятном! Тем более что день рождения — повод подвести какие-то промежуточные итоги. Если без ложной скромности, то чем вы гордитесь, что удалось в жизни по большому счету?
— Я горжусь тем, что у меня родилась талантливая дочь. Горжусь тем, что у меня была замечательная жена, которая сыграла в моей жизни большую роль. Горжусь, что я создал и развил театр, который теперь называется «Ленком», хотя в 1927 году он начинался как Театр рабочей молодежи. В «Ленкоме» произошло несколько памятных зрителям спектаклей, которые стали известны далеко за пределами нашей страны, — «Юнона и Авось», «Поминальная молитва», «Тиль», «Три девушки в голубом» по прозе Петрушевской.
И в театре создалась такая среда, которая постепенно стала воспитывать и растить артистов, обогативших не только наше театральное искусство, таких как , , , Александр Гаврилович Абдулов, но и обогативших своим талантом советский и российский кинематограф. Потому что в кино они использовали те навыки, которые приобрели в театре. Кинематограф все-таки подпитывается русским репертуарным театром — ничего лучше пока мы еще не произвели. Хотя я по-своему уважаю и антрепризное искусство. Но для меня русский репертуарный театр все же дороже, я ему отдал всю жизнь и буду отдавать оставшиеся мне годы.
— А есть то, о чем вы жалеете? И что хотели бы задним числом изменить, если предоставилась бы возможность?
— Я бы, наверное, выучил иностранный язык, которого не знаю. Хотя в школе хорошо знал английский и даже совершил преступление, которое, думаю, за давностью произошедшего не попадает под Уголовный кодекс.
Я за одного нашего будущего разведчика, который потом работал в США, ходил сдавать вступительный экзамен по английскому. До сих пор размышляю, была ли это глупость или отчаянная храбрость, и не могу определиться. Я пошел в институт, в который мой приятель сдавал экзамены, прилепив свою фотографию вместо его, храбро отвечал на вопросы, но добился в итоге только четверки. Правда, этого оказалось достаточно для его поступления и превращения потом в человека, который прекрасно говорил по-английски и долго работал в США.
— В вашей книге «Контакты на разных уровнях» у меня есть любимое место, где вы пишете о счастье общения с учеником, «летящем на высоте, недоступной усталым режиссерским мозгам». Есть ли у вас хотя бы один такой ученик? Или каждый раз, махая ему, улетающему, во след платочком на виду у толпы журналистов, вы потом незаметно пристраиваетесь в этом полете рядом, чтобы отдать пару-тройку распоряжений перед его премьерой?
— Я, честно говоря, помог многим. Например,  — он сейчас стал известным человеком. Или вот … У меня были ученики, но сказать, что я вложил какие-то режиссерские познания, режиссерское видение кому-то из них, с полной уверенностью не могу.
Меня в этой ситуации успокаивает лишь то, что у Пушкина не было кружка литераторов, в котором он учил бы писать стихи. Все-таки это уникальное мастерство, для этого нужны талант, генетика, может быть, какая-то тайна, помощь ангела-хранителя, наконец. Поэтому, несмотря на то что я долго преподавал в ГИТИСе, о появлении какого-то кружка молодых режиссеров, в котором все стали бы первоклассными мастерами, я, к сожалению, не могу сказать.
Кстати, вот и Товстоногов полагал, что, когда он уйдет из театра, театр этот изменится. И справедливо полагал. Сказать, что он вырастил наследника после себя — нет, такое в искусстве, увы, не происходит, хотя влияние есть, и сильное, и благотворное, и вдохновляющее, безусловно.
— О чем вы сегодня мечтаете? И что хотели бы пожелать себе самому?
— Мечтаю прежде всего о том, чтобы быть здоровым еще несколько лет. Потому что, к сожалению, театр, построенный на лидерстве режиссера и художественного руководителя, очень зависим, хотя это и несправедливо по большому демократическому счету. Если режиссер простудился и у него температура, если он плохо себя чувствует, то это, к сожалению, через некоторое время отражается на работе театра.
Или если с режиссером что-то случилось и он недостаточно бережно относился к своему организму, то это отражается на его сподвижниках, на его деле. Поэтому я желаю себе и молю об этом Бога, чтобы мне было бы еще отпущено несколько лет жизни, где бы я чувствовал себя хорошо.
— Марк Анатольевич, коллектив газеты «Вечерняя Москва» искренне поздравляет вас с днем рождения, желает крепкого здоровья, долголетия, верности умного зрителя вашему театру и радости от реализации новых интересных проектов!
— Большое спасибо.
СПРАВКА
Марк Захаров родился 13 октября 1933 года в Москве. Российский режиссер театра и кино, педагог, профессор. Народный артист СССР, лауреат государственных премий. Поставил спектакли-легенды: «Тиль», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Юнона и Авось», «Поминальная молитва». Снял фильмы «Обыкновенное чудо», «Тот самых Мюнхгаузен», «Формула любви». Сценарист картин «Белое солнце пустыни», «Звезда пленительного счастья» и др.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
С мечтой о лыжах
Начало театрального сезона у режиссера Марка Захарова всегда совпадает с днем рождения. На днях худруку Ленкома исполнилось 83 года, а театр открыл свой 90-й сезон. Новый сезон театр открыл «Вальпургиевой ночью» по произведениям . С разговора об этом спектакле и начался разговор с Марком Захаровым (далее…).
Видео дня. За пьяное вождение судейской жены отдувается инспектор
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео