Войти в почту

Шлагбаум для студентов: завод перекрыл доступ к зданиям вуза

Представьте себе ситуацию: вы едете вечером домой. Но что это? Подъехать к дому нельзя, ибо на подступах к нему появился шлагбаум, и, чтобы его поднять, охранник требует предъявить либо заранее заказанный пропуск, либо наличные... Именно в такую ситуацию попали cтуденты — обитатели двух учебно-жилых корпусов Российского нового университета. Обычная промзона, с одной стороны упирающаяся в железнодорожные пути. Даже и не скажешь, что неподалеку станция «Авимоторная». Если добираться на автобусе, то до города довольно близко. Если пешком, то минут 20 по безлюдной местности, мимо речки Нищенки и темной рощи. «У нас здесь и собаки дикие бегают, а еще, бывает, вечерами ходят гастарбайтеры со строек поблизости, сами понимаете, девчонкам возвращаться страшновато», - рассказывает Кристина Касс, глава студенчества нового университета. Понятно, что молодежь засветло домой не возвращается: дискотеки, библиотеки. У вечерников, занимающихся на первом этаже общежития, тоже занятия заканчиваются поздно вечером. Есть еще и подготовительное отделение. «Поэтому мы и пустили специальный маршрут, чтобы довозить ребят до метро и обратно, чтобы быть спокойными за их безопасность», - объясняют в руководстве вуза. У КПП при въезде на территорию стоит новый охранник. - Скажите, а правда, что накануне вам было не велено пропускать студенческие автобусы и ребята из-за этого опоздали на занятия? - интересуюсь я у секьюрити. - Сейчас дано указание всех пропускать, - хмыкает он. - А полиция, которая здесь была - так это не мы ее вызвали, а сами студенты. Мы тут не при чем. Неподалеку от общаги переполненные мусором строительные контейнеры: с тех пор как начался этот конфликт, их никто не вывозит. Завобщежитием Людмила Леонтьева расстроенно машет рукой: «Не представляем, как будем жить, если не удастся договориться. Вчера не могла спокойно проехать машина с продуктами для нашей столовой. Еле-еле убедили нас пустить. А завтра должны забрать грязное белье в стирку... И как? Тащить тяжеленные тюки до КПП? Не знаю, что делать!». Студенты боятся, что к общежитию не будут пропускать даже машину скорой помощи — в документах о том, что она может проезжать беспрепятственно, ничего нет. «А у нас в прошлом году парень руку сломал. Не мог передвигаться, очень тяжелая травма. Случись такое сейчас, он бы эти пятьсот метров сам не прошел», - рассказывают проживающие. Проживают в общежитии и инвалиды-колясочники - даже пандус у крыльца установлен. И как быть им? Корпуса, где все это сейчас происходит, стали вузовскими еще в начале 2000-х, когда земли и непосредственно под ними, и вокруг имели федеральный статус. Здания отчистили, отремонтировали и стали активно использовать во благо высшего образования: сейчас, как подтвердили «МК» в этих учебных заведениях, в общежитии на Авиамоторной проживают также студенты из МГТУ им. Баумана, Областного педагогического университета им. Крупской и Международного юридического университета — в общей сложности около 1 тыс. учащихся. Все изменилось, когда расположенный неподалеку МЗЭМА (Московский завод электромеханической аппаратуры) объявил все близлежащие территории своими. Заодно под приватизацию попали и все подходы к учебно-жилым корпусам, хотя, как рассказал «МК» ректор вуза Владимир Зернов, «распоряжением департамента горимущества Москвы четко установлено, что доступ к зданиям обеспечивается через земельный участок, приватизированный МЗЭМА. И это при том, что одно их здание на огороженной территории, под которое проводилась приватизация, не введено в строй, а другое и вовсе находится вне ее! По большому счету земли общего пользования — площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, скверы и т. д.- приватизации вообще не подлежат и быть отчуждены не могут». Тем не менее, новый землевладелец, рассказал Зернов, «предложил аренду земли стоимостью 1,2 тыс. руб. за 1 кв метр в год, хотя за такие деньги было бы дешевле арендовать Красную площадь. С нас потребовали за доступ к зданиям 25 млн руб.». А в итоге предложили подписать договор, от которого у руководства вуза полезли на лоб глаза. Документ и в самом деле оказался замечательным. Открывается договор тем, что, не подпиши его вуз в течение пяти дней, «предприятие оставляет за собой право составить односторонний Акт приемки-сдачи оказанных услуг (на пропуск автотранспорта - «МК».). С момента оформления этого акта услуги считаются оказанными и принятыми Заказчиком без претензий и замечаний и подлежат оплате». Далее устанавливается, что разовый въезд-выезд для сотрудников стоит 500 руб., а месячный пропуск — 8 тыс. руб. При этом «стоимость услуг может быть изменена Исполнителем в одностороннем порядке»; МЗЭМА даже при условии оплаты «оставляет за собой право на ограничение пропускаемого автотранспорта на территорию земельного участка», если тот «слишком загружен»; в работники КПП «имеют право производить досмотр автотранспортных средств, въезжающих на территорию земельного участка, а в исключительных случаях задерживать автотранспортное средство до выяснения обстоятельств»! Вуз на такие условия не пошел. И землевладелец перешел в наступление: с 1 октября взял и перекрыл проезд к его зданиям: - Вначале они перестали пускать к корпусу общежития автобус, которым мы возим студентов на занятия. Но ребята вышли на демонстрацию. И автобус они стали пропускать. А вот остальные машины нет — даже мусорки. У общежития стоят пять мусорных контейнеров, и все они уже переполнены. Не пускают и машины с продуктами к столовой: нам всё приходится таскать на руках,- рассказал «МК» проректор Анатолий Долгушин. Пока весь этот беспредел с формальной точки зрения касается только транспортных средств, «однако затем, наверняка, дойдет и до ограничений пешего прохода»,- не сомневаются в вузе. Опасения вполне обоснованы, ведь неотъемлемой частью договора, как подчеркивается в документе, являются «Правила проезда, прохода и пребывания на территории», включая сотрудников, посетителей и проживающих в общежитиях. И плата за проход может оказаться лишь вопросом времени. Между тем, в огороженных зданиях живут и учатся студенты — взрывоопасная смесь. К слову сказать, именно там в свое время родился «Камеди-клаб», две трети первого состава которого учились в РосНОУ. Уполномоченный по правам студентов Артем Хромов будет добиваться решения проблемы: «Вызывают сомнения как законность приватизации, так и рациональность действий МЗЭМА, - заявил он «МК».- В любом случае студенты должны иметь беспрепятственный доступ к студенческому общежитию. И даже если представить, что территория была приватизирована законно, органам власти следует установить публичный сервитут (сервитут — ограниченное право пользования земельным участком), обеспечив свободный проход и проезд граждан через участок без взимания какой-либо платы. Политика корпорации порождает социальную напряженность в студенческой среде». Со своей стороны гендиректор АО МЗЭМА Владимир Бутров прокомментировал ситуацию таким образом: - Зачем мне воевать со студентами? У меня нет такой цели. Тем более, что у меня самого четверо детей. По поводу ситуации скажу следующее: эта земля всегда принадлежала заводу. Ряд корпусов же были проданы РосНОУ и еще нескольким собственникам. Но с 2003 года новый университет никаких договоров аренды с нами не оформлял, сервитут не заключал, и они еще вдобавок ко всему поставили свое КПП. Мы — режимное предприятие, и у нас есть свои условия пребывания на нашей территории. Права студентов — это понятно, но мы — государственный завод и должны соблюдать регламент. Когда я пришел на эту должность, то собрал рабочую группу, в которую входил и вуз, чтобы придти к какому-то компромиссу. Не стану рассказывать о тех шести месяцах, в течении которых мы не могли договориться. Но на сегодняшний день для студентов автобусы проходят беспрепятственно, также спокойно проходят туда люди, будь хоть студент, хоть ректор. Если будут впредь неприятные инциденты или вызов полиции, то охранников накажу вплоть до увольнения. Сейчас же идет речь о том, чтобы провести еще раз независимую оценку земли, и, возможно, снизить арендную плату.

Шлагбаум для студентов: завод перекрыл доступ к зданиям вуза
© Московский Комсомолец