Ещё

Древнейшие христианские храмы РФ под угрозой исчезновения 

Древнейшие христианские храмы РФ под угрозой исчезновения
Фото: РИА Новости
Мария Шустрова
Каждый год в ущелье реки Большой Зеленчук наведываются сотни туристов, чтобы посмотреть на величественные христианские храмы Х века, построенные на территории древнего Нижне-Архызского городища. Чаще всего с городищем отождествляют Маас — исчезнувшую столицу крупного средневекового государства Алания. Город рос и процветал, ведь здесь проходили стратегические маршруты Великого шелкового пути. Наивысшего расцвета Алания достигла в середине Х века, когда знать государства приняла крещение. Тогда в долине Большого Зеленчука было воздвигнуто более 20 храмов.
Тяжелый удар когда-то процветавшей стране нанесли монголо-татары, захватившие к середине XIII века равнины Предкавказья. Уцелевшие аланы ушли в горы, где постепенно ассимилировались с местным кавказским населением, исповедовавшим ислам. Маас обезлюдел и постепенно исчез с лица земли.
Ущелье реки Большой Зеленчук
В 1887 году в Синод Русской православной церкви поступило прошение от некоего афонского иеромонаха Серафима, который сообщал, что в долине реки Зеленчук обнаружены 3 древних храма, основанных первыми христианами Северного Кавказа. Местные жители-мусульмане загоняют в эти храмы скот и «творят многие оскорбления древней святыне». У Синода монах просил разрешения восстановить церкви и устроить при них мужскую обитель по уставу Святой горы.
Древний христианский крест в ущелье реки Большой Зеленчук
Получив благословение, иеромонах Серафим вместе с десятью афонскими иноками основали в долине реки Александро-Невский монастырь. Своими силами они восстанавливали древние святыни. Кроме того, в разных местах долины иноки обнаружили следы нескольких часовен и поняли, что здесь в древности существовал большой каменный город.
При советской власти монастырь закрыли, монахов репрессировали. Но некоторые иноки сбежали в горы, и сегодня, путешествуя по окрестностям, еще можно найти их заброшенные тайные кельи.
Древние захоронения возле Среднего Зеленчукского храма (Х век Сегодня Русская православная церковь по закону имеет право вернуть некогда отнятые у нее святыни. Казалось бы, нет никаких преград для возобновления монашеской жизни на берегу Большого Зеленчука и больше древним храмам ничего не угрожает. Однако проблема в том, что вся территория бывшей обители относится к Карачаево-Черкесскому историко-культурному и природному музею-заповеднику. Про сложности во взаимоотношениях музейщиков и Церкви давно известно: обычно музейное сообщество оберегает памятники православной культуры, опасаясь, что церковь с этой задачей не справится и они будут утрачены. Но здесь, в горах, все выглядит несколько иначе.
На границе Архызского городища стоит будка охраны. Мимо беспрестанно проезжают туристические автобусы. Если же люди приходят пешком или приезжают на своих автомобилях, охранник непременно пытается получить с них деньги за проезд на территорию. Это, естественно, вызывает возмущение и у местных жителей, и у православных паломников, не готовых платить за возможность помолиться. В итоге охранник идет на уступки и, в виде исключения, с местных денег не берет.
Вид на Северный Зеленчукский храм (Х век)
Около километра дорога петляет в зарослях, и вот, наконец, взгляду открывается первый храм — Ильинский — древнейший из действующих на территории РФ. Храм крохотный, вокруг — несколько братских корпусов. С одним из них он раньше был соединен проходом. Сейчас это соединение разрушили, а вход в храм прорубили с другой стороны, и теперь алтарь расположен слева от входа.
Поражает состояние строений: братские корпуса выглядят так, словно накануне подверглись бомбардировке — окна выбиты, двери перекошены, стены обшарпаны. Здания в аварийном состоянии. Второй и третий храмы тоже вызывают опасения: во втором, Троицком, страшно находиться — внутренняя отделка утрачена, кажется, что с потолка вот-вот отвалится кирпич и упадет на головы туристов. В третьем храме, Георгиевском, дела обстоят несколько лучше, однако на стенах и потолках поселились сотни ласточек. Помимо исходящей от них угрозы, по полу, который никто не моет, страшно ходить.
Древние захоронения возле Среднего Зеленчукского храма (Х век)
При этом на всех храмах и братских корпусах висят таблички, сообщающие, что это — объект культурного наследия РФ, находящийся под охраной государства.
Как пояснил игумен Григорий, приезжающий сюда несколько раз в неделю для совершения богослужений, Церковь заключила с музеем договор об аренде Ильинского храма, а также о возможности изредка молиться в двух других. При этом вернуть храмы себе и восстановить их ей пока так и не удалось.
Алтарь Северного Зеленчукского храма (Х век)
"Здания продолжают разрушаться, не сегодня — завтра потолки на голову упадут. В одном помещении нам позволили находиться, там у нас трапезная. Но это проблемы не решает. Здание требует нормального ухода и ремонта. Оно в критическом состоянии. Когда здесь был монастырь, был и дренаж: вода с гор отводилась в сторону, чтобы грунтовые воды не подходили к фундаментам зданий. Сейчас этого нет", — поясняет священнослужитель.
По его словам, передавать здания Церкви никто не собирается, потому что недавно музей-заповедник решил устроить здесь для туристов этно-деревню. Проблему усугубляет то, что как практически все окрестные жители исповедуют ислам, хотя и считают себя потомками древних аланов — христианского ирано-язычного народа, некогда населявшего эти места.
Фестиваль жителей близлежащих населенных пунктов в ущелье реки Большой Зеленчук
Сегодня же «гордые потомки аланов» по большим мусульманским праздникам приезжают на место своей древней столицы и режут жертвенных баранов прямо у православных храмов. А по выходным православные верующие, собирающиеся на молитву, часто попадают в эпицентр праздничных фестивалей, во время которых богослужение проводить практически невозможно: прямо напротив Ильинского храма устанавливается сцена с колонками, из которых на все ущелье разносятся веселые народные песни, а все желающие могут угоститься чаем, медом и приобрести национальные наряды. Все это, конечно, очень привлекательно для туристов и хорошо организовано, но вряд ли уместно на территории православного монастыря.
Северный Зеленчукский храм (Х век)
"Помимо музея-заповедника есть люди, которые просто не хотят, чтобы тут было присутствие русского монашества. Само слово «монастырь» их коробит. Мы здесь как камень преткновения, заноза. Но, конечно, мы не собираемся отсюда уходить. Хотя порой кажется, что здесь специально ничего не делают, чтобы здания разрушились и можно было бы заявить, что их никогда здесь и не было: аланы были, а монахов не было. Все приходит в запустение, а местные как собаки на сене — нам ничего делать не дают, и сами не восстанавливают", — сетует отец Григорий.
"А ведь мы живем в цивилизованной стране: Троице-Сергиева лавра, Александро-Невская лавра, Валаам, Соловки — везде есть какое-то сотрудничество музеев, заповедников и религиозных организаций. Ну неужели, мы, монахи, придем, и будем уничтожать храм? Да ведь наша задача сохранить его! Хотя, конечно, в один момент все это может измениться — ведь за все годы православная жизнь здесь так и не угасла", — говорит игумен.
Южный Зеленчукский храм, (IX—X век), ныне Ильинский
Отчаявшись получить в полной мере доступ к Зеленчукским храмам, местная православная община построила на другой стороне реки новый храм, стилизованный под древние. Расположен он у подножия горы, на которой изображен известный лик Христа. Но и здесь быстро освоились жители окрестных поселков: вокруг храма открылись всевозможные сувенирные лавки и десятки кафе, где любой желающий может отведать хычины, лагманы и шашлыки из баранины. На площади перед храмом всегда шумно, снуют толпы туристов. Весь этот контраст культур дополняет огромный рекламный стенд радио «Вера», возвышающийся над кафе.
И хотя по всей России мусульмане и христиане мирно сосуществуют и сотрудничают, в этом удаленном уголке Карачаево-Черкессии, где православные оказались в меньшинстве, их попросту постепенно вытесняют. «Мы всегда идем навстречу. Но каждую нашу уступку воспринимают как слабость. Здесь хочется возродить пришедшее в упадок наследие. Но наше присутствие хотят свести на нет», — печально констатирует отец Григорий.
Подпольный миллионер запугивает новоселов
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео