Ещё

В поисках Мастера: какие тайны хранит квартира Булгакова 

В поисках Мастера: какие тайны хранит квартира Булгакова
Фото: Москва24
Какие тайны хранит Дом-музей Михаила Булгакова? Как удалось сохранить один из старейших домов на Садовой улице? Какие странные случаи происходят с посетителями и работниками музея сейчас? Об этом читайте в документальном расследовании телеканала «Москва Доверие».
Нехорошая квартира
Сцена внезапной встречи председателя МАССОЛИТа Берлиоза с самим Сатаной из бессмертного романа Михаила Булгакова давно стала хрестоматийной. Каждый, кто знаком с «Мастером и Маргаритой», с удовольствием расскажет, что было дальше: «Да-да, мы знаем, что заседание, на которое спешит бедолага Берлиоз, не состоится, поскольку Аннушка уже купила подсолнечное масло, и девушка-комсомолка вот-вот отрежет председателю голову».
Два года назад во дворе московского дома по адресу улица Большая Садовая, 10, в котором в свое время жил и работал Михаил Афанасьевич Булгаков, во время прокладки теплотрассы была действительно найдена голова. Случилось это почти через 70 лет после того, как писатель поставил точку в одном из самых загадочных литературных произведений ХХ века.
"Я и мои товарищи очень любим этот дом, все время стараемся сделать здесь что-то лучше. И вопрос в том, что, когда живешь в атмосфере любви, оно очень помогает. Конечно же, вот в этом пространстве, которое сотворил Булгаков, происходит много непонятного", — рассказывает основатель музея-театра «Булгаковский дом» Николай Голубев
Михаил Булгаков навсегда изменил судьбу этого некогда респектабельного московского дома — здесь поселилась мистика. А может быть, это сам дом подсказал своему знаменитому жильцу несколько мистических мизансцен?
"Сам дом, по большому счету, как живое существо, потому что он провоцирует на творчество, он так и построен", — считает Голубев.
На протяжении почти столетней истории дом много раз мог быть стерт с карт Москвы, но всякий раз выживал буквально чудом. Во время Великой Отечественной гитлеровцы разбомбили почти все окрестные дома, но дом №10 выстоял. Сталинский генеральный план реконструкции Москвы его тоже пощадил, хотя где еще строить наш новый мир, как не на Большой Садовой? А сколько раз он мог растаять навсегда в огне пожара.
"Несмотря на то, что Булгаков в Москве жил не только в этом доме, именно это здание оказало огромное влияние на творчество писателя. Можно сказать, что в какой-то степени этот дом стал соавтором Булгакова. Их взаимное влияние, взаимопроникновение друг в друга были так велики, что в этом есть что-то мистическое", — утверждает Николай Голубев.
Николай Голубев имеет право на подобное утверждение, он — основатель музея-театра «Булгаковский дом». Тот человек, который спас этот дом, когда казалось, что историческое здание уже больше не в силах бороться за выживание.
Возвращение дома к жизни
"В начале 2000-х годов обнаружили, что дом стоит полностью разрушенным. Мы встретились прямо здесь, тут же пришла идея помочь его восстановить и соответственно сделать музей", — говорит Голубев.
К этому времени Николай был знаком с домом уже давно. Впервые он заинтересовал его еще тогда, когда в свет вышел роман «Мастер и Маргарита». Произведение распространялось полулегально, в рукописях, и именно поэтому его тогда прочли едва ли не все.
"Мне тогда было 13 лет, и я пошел искать этот дом. Ездил здесь на троллейбусе вокруг Садового кольца, и в какой-то момент по признакам внешним нашел. Нашел подъезд, зашел и обнаружил там некоторое количество таких же задумчивых юношей, как и я, с такими же задумчивыми девушками. Я дружу с этими людьми до сих пор, это мои юношеские друзья", — вспоминает Голубев.
Михаил Булгаков, влачивший при жизни почти нищенское существование, после смерти стал знаменит на весь мир, и к дому на Большой Садовой потекли поклонники его творчества и просто любопытствующие.
"В подъезде, где сейчас находится музей, в 50-й квартире, было невозможно пройти. Я сам свидетель. Утром, когда заходишь в подъезд, по самое колено, я не преувеличиваю, бутылок и всякого хлама навалено. Это после себя посетители оставляли", — рассказывает житель дома Виктор Голос.
"В 1902 году известный московский миллионер и меценат Илья Пигит решил построить здесь доходный дом. Он предполагал, что дом будет построен в форме буквы «П», то есть Покой, и будет всего в четыре этажа. Но уже в 1903 году он пересмотрел свой проект и решил, что хочет построить пятиэтажный дом в форме буквы «О», что и сделал", — говорит историк Филипп Смирнов.
Дом, спроектированный архитекторами Милковым и Юдицким, построил со свойственными ему размахом, оригинальностью и шармом. Каждый корпус особенный.
"Этот дом состоит из четырех частей, четырех корпусов, и архитекторы заложили в него интересные такие изюминки", — говорит Николай Голубев.
У каждого корпуса своя миссия и концепция.
"Один корпус сделан с дорогими огромными красивыми квартирами. В то время, когда он запускался, там были крокодиловые обои", — добавляет Голубев.
"Были еще малахитовые подоконники, ванны из фарфора. Я никогда не видел таких ванн. Они на лапах, старые, еще царские", — рассказывает житель дома Виктор Голос.
Словом, роскошь. Разумеется, апартаменты с обоями из крокодиловой кожи могли себе позволить лишь самые состоятельные представители московской элиты.
"Черный ход делался, чтобы хозяевам не мешали рабочие: доставляли дрова, уголь, топили квартиры, готовили еду", — вспоминает житель дома Сергей Щепин.
"Другой корпус был сделан абсолютно демократичным. На каждом этаже было огромное количество общежитий. В одной комнате жил воспитатель, в остальных — воспитанницы, а в конце был туалет, ванны там не было, девицы ходили в баню", — рассказывает Николай Голубев.
Квартиры третьего корпуса, принципиально отличающегося от остальных наличием огромных панорамных окон, Илья Пигит почти за бесценок сдавал перспективным художникам того времени. А в четвертом корпусе он поселился сам вместе с родственниками и друзьями.
"Объяснял следующим: общежитие нужно для того, чтобы в доме постоянно звучали молодые голоса; художники и огромные окна нужны для того, чтобы в доме жило творчество; а богатые квартиры нужны, чтобы кто-то все это оплачивал; и сам здесь поселился, чтобы за всем этим цветником наблюдать и наслаждаться жизнью", — рассказывает Голубев.
"Пигитовый рай"
"Это был модный дом. Как сейчас строят бизнес-классы, дома «luxury», это был дом такого класса", — считает житель дома Сергей Щепин.
"Деревянные окна — это есть бывшая квартира Пигита. А над ней, на самом последнем этаже квартира, где жила Фанни Каплан, и откуда она ушла стрелять в Ленина и не вернулась в эту квартиру больше", — утверждает основатель музея Николай Голубев.
Дом Пигита довольно быстро стал излюбленным местом московских знаменитостей. Люди творчества сюда слетались, как мотыльки на свет, практически ежевечерне.
"Заселилась в этом дом довольно известная публика. Один из самых известных — театральный оформитель Якулов, про которого говорили: «Вы можете поставить любой спектакль, но если будут декорации Якулова, то обеспечен успех», — рассказывает Щепин.
В его квартире №38 частыми гостями были Маяковский, Шаляпин, Мейерхольд, Белый, Луначарский — сплошь знаковые фигуры начала ХХ века.
"В доме жило и живет огромное количество, большое по сравнению с другими домами, творческих людей. Именно здесь проходили переплетения судеб, потому что люди-то в гости ходили тоже интересные", — говорит Николай Голубев.
Благоденствие было невечным. В октябре 1917-го над Пигитовым раем повисли революционные тучи. Хозяин дома бежал за границу, где его след навсегда затерялся. Больше о московском миллионере Пигите никто не слышал. Фасад здания, еще недавно купавшегося в роскоши, какое-то время сохранял внешний лоск, но изнутри его было не узнать. Один из самых престижных домов Москвы стал первой в городе коммуналкой.
"Люди сюда приходят, скажем так, жить совершенного иного толка, совершенно иного характера, умозаключений, философии, можно назвать это как угодно. Но, тем не менее, здесь продолжают видеть представителей уже советской интеллигенции", — утверждает сотрудник музея Иван Назаров.
"Есенин тут бывал тоже. Из всех поэтов Есенин мне нравится, свой человек", — говорит Виктор Голос.
Со своей будущей женой Айседорой Дункан Есенин познакомился именно здесь, на Большой Садовой, 10. Американская танцовщица приехала в СССР осенью 1921 года по приглашению наркома просвещения Анатолия Луначарского.
"Айседору приглашают открывать в Москве танцевальные школы. Весь мир, скажем так, буржуазный, как потом про это будут писать, весь мир шлет проклятия и слова неприязни Айседоре. Говорят, что здесь, как минимум, в большевистской Москве ее изнасилуют и убьют", — рассказывает Иван Назаров.
Но советский бомонд принял американку с восторгом. Есенина она увидела впервые в студии художника Петра Кончаловского.
"Сохранились многочисленные свидетельства, что Сергей Есенин читал свои стихи, стоя на табурете, а когда он закончил, к нему подошла Айседора Дункан и со свойственной ей прямотой поцеловала его в губы. Позже она призналась, что не поняла ни слова, но стихи его звучали для нее как музыка. И это было началом их неоднозначного романа", — рассказывает историк Филипп Смирнов.
"В подвале сохранилась ванна, где Айседора Дункан мыла ноги", — поясняет Николай Голубев.
Мучения киевского писателя в Москве
Той же самой осенью, соединившей сердца Есенина и Дункан, в доме с богемным и самым, что ни на есть, благопристойным прошлым, поселился киевский писатель Михаил Булгаков с супругой. Это событие, перевернувшее впоследствии судьбу дома на Большой Садовой, 10, и всей русской литературы, тогда в 1921-м осталось почти незамеченным.
"Булгаков был чужаком тогдашнему московскому бомонду. Он был приезжий, никому не знакомый писатель", — говорит Николай Голубев.
Скромный, бедный, с виду интеллигентный, но соседи, от которых, как известно, ничего не скрыть, вскоре начали шептаться, что новый жилец — бывший тифозник.
"Все прелести коммуналки Булгаков испытал в этой комнатке квартиры, которая принадлежала бывшим женским курсам", — рассказывает Голубев.
Недовольные соседи пролетарского происхождения по ночам колотили в стены или врывались в комнату к писателю, отнимая бесценные минуты. Они требовали прекратить жечь электричество и по малейшим поводам строчили доносы. Словом, Москва встретила Булгакова не слишком ласково.
"Он мечтал прописаться в Москве, а его не прописывали. Тогда он написал письмо Крупской, и Крупская дала резолюцию «прописать». Эта резолюция пришла сюда в жилконтору. Это была первая радостная весть Булгакову в Москве", — рассказывает Николай Голубев.
Но даже минуты радости Булгаков не стремился делить с соседями, а они с удовольствием компенсировали отсутствие информации о новом жильце собственными домыслами.
"Булгакову приходилось работать по ночам, и соседи, которые его окружали, перешептывались, и так как Булгаков был большим поклонником Гоголя, известного мистика, то соседи стали поговаривать, что писатель связан с нечистой силой", — утверждает сотрудница музея Наталья Склярова.
На самом же деле ночные бдения Михаила Афанасьевича объяснялись тем, что днем он был вынужден писать для газеты «Гудок», чтобы заработать хоть какие-то деньги на существование. Тем не менее, весной 1923 года советская пресса вовсю анонсировала: Михаил Булгаков заканчивает роман «Белая гвардия», охватывающий эпоху борьбы с белыми на юге.
А в дневнике писателя появилась запись: «Сегодня получил 300 рублей в счет романа „Белая гвардия“. Обещали на остальную сумму векселя. Векселями этими можно подтереться. Впрочем, черт его знает». Выход в свет «Белой гвардии» ничуть не исправил бедственного положения. На роман обрушился шквал чудовищной критики.
"Ему (Булгакову) нравятся сомнительные остроты, которыми обмениваются собутыльники, атмосфера собачьей свадьбы вокруг какой-нибудь рыжей жены приятеля…", — из сообщения Наркома просвещения Анатолия Луначарского.
Разумеется, после такой однозначной оценки наркома критики просто не могли иметь другое мнение. В выражениях они не стеснялись, называя Булгакова «мелкобуржуазным отродьем», а его произведения — «контрреволюционным хихиканьем».
"Михаил Афанасьевич очень сильно переживал по этому поводу и даже как-то сам подсчитал, что за последние десять лет появилось всего три положительных рецензии и 298 ругательных", — рассказывает сотрудница музея Олеся Елетина.
Работа над «Мастером и Маргаритой»
Но полуголодный Булгаков последовательно отказывался от компромиссов как с властью, так и с самим собой. В его прозе того времени с большим трудом можно разглядеть хоть какое-то сочувствие к советскому строю.
"Прикормленное властью литературное сообщество того времени негодовало, ненавидело Булгакова и удивлялось, почему же ему все сходит с рук", — говорит Николай Голубев.
Дошло до того, что произведения Булгакова признали антисоветскими. Многие удивлялись, почему писателя до сих пор не расстреляли.
"Сталин любил Михаила Афанасьевича, как зритель. Он вообще был, наверное, одним из самых интересующихся «президентом», можно так сказать современным языком", — говорит актриса театра им. М. А. Булгакова Екатерина Климова.
Несмотря на полное безденежье и травлю в советской прессе, писатель продолжает работать, теперь уже над романом «Мастер и Маргарита».
"Вместо того, чтобы открыть кабинет врачебный, он же врач-профессионал, в то время дефицитнейшая специальность, приносящая хорошие деньги, почему он голодал, но продолжал писать?" — вопрошает Николай Голубев.
"Я думаю, что «Мастер и Маргарита» — это действительно в какой-то мере миссия Михаила Афанасьевича, поскольку этот роман относится, наверное, к числу романов, которые не просто актуальны, не просто безвременные, они живут какой-то своей жизнью", — рассказывает актер театра им. М. А. Булгакова Евгений Самарин.
Многие считают, что идею написания «Мастера и Маргариты» подарил Булгакову именно дом 10 по Большой Садовой. И странный номер «302 бис» не более чем его сценический псевдоним.
"Считается, что номер «302 бис» в романе — это зашифрованный дом № 10 по Большой Садовой улице. Это как 3 плюс 2, бис — это «повторить», складывается №10. Согласитесь, что 302 дома на улице — нереальная сумма, таких улиц не существует. И Булгаков этим как бы подчеркивает нереальность происходящего", — объясняет Николай Голубев.
Считают, что прототипом Ивана Бездомного был пролетарский поэт Демьян Бедный, и говорят, Бедный жестоко обиделся.
"Я бы не стал обижаться. Неважно, какое воплощение тебя происходит, но если воплощение тебя происходит, это уже безусловная огромная награда для любого человека. И уж тем более, когда тебя воплощает такой одаренный и великий человек. Понятно, что это впоследствии было понятно, но мне кажется, что удивительная вещь, когда вдруг твой образ, пускай названный другим именем, вплетается в некое мистическое произведение и влияет на него изнутри и снаружи, это необычно", — рассуждает актер театра им. М. А. Булгакова Филипп Бледный.
Прототипы героев романа
А в квартире №34 в бывшей богатой части дома проживал давний друг Булгакова, с которым он познакомился еще в годы Первой мировой войны, когда работал врачом в прифронтовой зоне. Рудольф Кибель слыл большим оригиналом.
"Во время войны он на свои средства купил аэроплан и пошел добровольцем воевать с немцами, выбил там себе все зубы и вставил верхние золотые, а нижние платиновые, тогда было так модно", — рассказывает Николай Голубев.
Весной 1924 года семейное счастье Булгаковых дало трещину. Теперь уже бывшая жена писателя Татьяна Лаппа осталась жить в квартире №50, а сам он временно перебрался к бывшему фронтовому товарищу Рудольфу Кибелю. И именно в его квартиру поселил персонажей «Мастера и Маргариты».
Предприниматель Сергей Щепин живет в точно такой же квартире, как та, в которую Михаил Булгаков заселил когда-то очаровательную нежить.
"Все же квартира описана в романе именно 34-я. По расположению комнат, квартир и как бы кухни, она более подходит под это описание, чем 50-я квартира", — утверждает житель дома Сергей Щепин
Еще один ярчайший представитель коммунального товарищества — Аннушка. Ее Булгаков увековечил в своих произведениях не единожды.
"Она виновна в «Мастере и Маргарите», как помните, в том, что Берлиоз лишается головы. Она, кстати, жила здесь, в этой квартире, — утверждает Иван Назаров. — Напротив жила такая Аннушка. У нее был сын, и она все время его била, а он орал. И вообще, там невообразимо что творилось. Булгаков, конечно, выскакивал, бежал вызывать милицию. А милиция приходит — они закрываются на ключ и сидят тихо. Его даже оштрафовать хотели".
"Булгаков эту квартиру будет, как и этот дом, сжигать неоднократнейше. Это, к примеру, рассказ «Дом Эльпит-Рабкоммуна №13». Там Аннушка решила печь потопить паркетом, к сожалению, сгорел дом. Такое иногда случается", — рассуждает Назаров.
В реальности таким варварским способом согреться пыталась, разумеется, не Аннушка, а хиппи, заселившие дом 60 с лишним лет спустя.
"Горел у нас подъезд. Как раз тут полуразрушенные квартиры были, где хиппи все, и молодежь собиралась. Когда хиппи жили в первом подъезде, весело было. Там молодежь такая была чудная", — вспоминает Виктор Голос.
Тогда, в самом начале 1990-х, легендарная квартира оказалась совершенно перенаселенной, причем публикой весьма разношерстной и вот почему.
"Тогда были планы у московского руководства расселить этот дом и сделать полностью его нежилым. В доме оставалось небольшое количество коммунальных жителей, которые, естественно, узнав об этих планах, еще сильнее начали цепляться за эти квадратные метры и мечтать об огромных квартирах, которые имя предоставят", — говорит Николай Голубев.
"В советское время в доме по Большой Садовой, дом 10, находилась организация Минмонтажспецстрой. В 50-й квартире как раз размещалось чертежное бюро, в подвале — машинописное. Но с развалом Советского Союза закончилась и эта организация", — рассказывает историк Филипп Смирнов.
А вместе с Союзом рухнули и мечты жильцов перенаселенной коммуналки о новых просторных квартирах.
"Жители из своей коммунальной комнаты самовольно, естественно, перемещались в брошенный какой-нибудь офис, заселялись там, баррикадировались. В итоге в опустевших чертежных, машинописных и разных других офисных помещениях завелась различная жизнь", — говорит Голубев.
Спасти дом Булгакова
Жизнь эта отвоевывала себе пространство довольно агрессивно. Время было такое: кто успел урвать, тот и молодец. Внутренние распри утихали тогда, когда жители были вынуждены консолидироваться перед лицом внешнего врага. Во всяком случае, именно так они воспринимали зачастивших в их двор поклонников творчества Михаила Булгакова.
"Недовольство местных жителей можно было понять. Мало того что у них в квартирах было не протолкнуться, так еще и во дворе скапливались люди, любители мистики и чудес, народ странный и некультурный", — рассуждает Наталья Склярова.
"Они устали от толп людей, которые неорганизованно ходят по двору, лезут, стучатся, снимают у них таблички, ручки воруют", — рассказывает Николай Голубев.
Навязчивые поклонники были не единственной проблемой дома Булгакова. Он был списан с баланса государства и, казалось, никому не нужен. Его состояние стремительно ухудшалось.
"Тут сейчас мы начинаем ремонт. В один прекрасный момент перекрытие между соседями на кухне рухнуло, и можно было с соседом разговаривать напрямую. Тут такое часто было раньше. Я лично сам один раз мылся, кусок штукатурки, наверное, метра два квадратных, толщиной сантиметров 10 долбанулся ко мне в ванную", — вспоминает Виктор Голос.
"Вызвать сантехника было тоже невозможно, потому что он был откреплен от всех служб городских", — объясняет Николай Голубев.
Словом, дом Булгакова всем своим видом безмолвно просил о спасении. И тут ему на помощь пришли все те же задумчивые юноши, друзья Николая Голубева, впечатленные романом о Мастере, правда, уже повзрослевшие.
"Обнаружили, что дом стоит полностью разрушенным. Тут же пришла идея помочь его восстановить и, соответственно, сделать музей", — рассказывает Голубев.
"Я восприняла эту новость с таким воодушевлением, с таким настроем, сказала: «Конечно же, давайте, я готова в этом участвовать, готова убираться, прибивать гвоздики, вешать картины», — не знаю, в качестве уборщицы тоже была готова", — вспоминает Наталья Склярова.
Работали на голом энтузиазме. Собственные силы, время и немалые деньги тратили легко и с желанием. Во время реконструкции было найдено немало интересного.
"Нашли мы здесь подземный ход на Садовое кольцо. Правда, он уже был заделан. Нашли пять тайников на чердаке разграбленных, прямо в кирпичной кладке были сделаны, аккуратненько так сделаны, но ничего там уже не было. Там до нас кто-то поработал", — говорит Виктор Голос.
Однако самые шокирующие находки были впереди.
"Этот дом стоит как игрушечка весь. Наши двери не закрываются до 12 ночи, поэтому есть куда прийти. Люди приходят сюда, слушают лекцию, смотрят экспонаты, проходят какую-то экскурсию, и, действительно, энергия разрушения у них потихоньку куда-то девается", — утверждает Николай Голубев.
Те же, кому посчастливилось жить в этих стенах, благодарны Булгакову за то, что имеют возможность буквально собственными руками прикоснуться к истории и даже в какой-то мере стать ее частью.
"Можно сейчас современные дома построить, можно модерновые построить, но историю ты не купишь, ты под дом историю не подсунешь и не подведешь. В другой дом уже Есенин не приедет. Айседора Дункан во дворе здесь не будет ходить", — рассуждает Сергей Щепин.
"В дом пришли новые люди, и эти новые люди пришли осознанно, понимая, что они пришли в дом, где живет история, в дом, где живут персонажи Булгакова", — считает Голубев.
А вот одного персонажа любой желающий даже может погладить. Ну, почти любой. Кот Бегемот весьма избирателен.
"Кому-то может и дать себя погладить, а кому-то и лапой ответит, кусает кого-то. Настоящий Бегемот", — утверждает сотрудница музея Наталья Склярова.
Проживающий сегодня в доме Мастера кот — не какое-то заблудшее с улицы животное, он прошел серьезный кастинг.
"У нас был объявлен конкурс на лучшего кота Бегемота, и к нам приходили посетители и приносили котов. И вдруг приходит такая пара — молодые ребята, муж с женой, и приносят огроменного кота. Они говорят: «Это наш любимчик, мы его очень любим, но в семье у нас родился ребенок и у него аллергия на шерсть». Это кот, который из рук любви, то есть он жил в любви, и к нам попадает. Для нас это было такое счастье!" — вспоминает Наталья Склярова.
Но Бегемот может впечатлить лишь тех, кто не знает, что здесь творится по ночам. Сегодня даже скептически настроенные граждане готовы признать: дом на Большой Садовой совсем непростой.
Нечистая сила
"Я раз проснулся от цокота копыт: поскакали, поцокали, унеслись. Может, это демоны, может, это всадники. Но это было, это было", — утверждает Сергей Щепин.
"Я не знаю, кто как к мистике относится, но иногда, когда здесь ходил, особенно по ночам по чердаку, по черным ходам, по спине неприятно так, как будто кто-то на тебя смотрит", — говорит Виктор Голос.
"У нас по ночам здесь начинают бить сигнализации с очень ярким обозначением пожара. И раза два, насколько я помню, это был лично при мне, приезжали специалисты и потом у них был шок, потому что датчики, которые били ночью, они были без батареек. Они не были подключены вообще к источнику питания", — утверждает Иван Назаров.
При этом сотрудники музея вовсе не производят впечатления заложников нечистой силы. Они научились относиться к сюрпризам Мастера с философским спокойствием.
"Мы знаем, где мы работаем, поэтому и соответствующая реакция", — объясняет Назаров.
"Когда сюда приходишь, попадаешь в какое-то пространство и рядом ощущаешь Булгакова Михаила Афанасьевича. Со мной действительно такое происходит", — рассказывает Наталья Склярова.
"Наверное, как ни странно это прозвучит, но у меня складывается ощущение, что после смерти Михаила Афанасьевича его дух поселился в этом доме и продолжает его оберегать так же, как раньше дом оберегал его", — утверждает Олеся Елетина.
Полагают, что своим романом «Мастер и Маргарита» Михаил Булгаков пытался донести до нас довольно простую мысль: черное и белое, ночь и день, добро и зло — части единого целого, одно немыслимо без другого. Но сам предпочитал играть на стороне светлых сил.
"Многие люди в нашей стране и за рубежом несчастные, им некого любить, они верят в любовь. Поэтому, приходя сюда, когда они видят то, что они прочитали в романе про любовь и видят этот дом, они понимают, что, возможно, все было на самом деле. А это значит, что и в их жизни тоже может жить любовь. Поэтому сюда приходят люди как бы с приоткрытой душой", — говорит Николай Голубев.
У посетителей есть даже определенные ритуалы, с помощью которых они обращаются с просьбами к мастеру. Руководители Музея Булгакова узнали об этом, как ни странно, относительно недавно.
"Уборщица стала приносить записки, которые она находила в плинтусах. Записки были содержания: «Хочу выйти замуж», «Хочу найти работу». Желания стали переполняться, и плинтус стал отрываться", — рассказывает Наталья Склярова.
Для того, чтобы алчущие счастья гости дома перестали ломать плинтус, Николай Голубев установил в музее специальный ящик для таких просьб.
"Мы сначала к этому скептически относились, но когда у нас стихийно стали собираться люди на день исполнения желаний, люди, у которых желания исполнились, то есть когда таких людей стало 500 человек, каждый уверен в том, что действительно желания сбываются. Это что, мистика или что?" — рассуждает Голубев.
Сотрудники музея, между прочим, тоже могут вполне рассчитывать на вполне заслуженную порцию счастья.
"У наших экскурсоводов есть поверье: если человек работает год-полтора, он обязательно выходит замуж, но при этом нужно вести определенную экскурсию, какую — не скажу. И вот девушки стоят прямо в очереди на эту экскурсию", — говорит Николай Голубев.
"Этот почтовый ящик любви на самом деле просто изменил мою жизнь. У меня была очень тяжелая ситуация: я рассталась с любимым человеком, он жил в другом городе. И казалось невозможным, что что-то получится. Я пришла сюда, написала на записке желание, опустила, и свершилось просто чудо. Буквально через два дня он звонит мне и говорит: «Я в Москве». Мы с ним встретились и через какое-то время он переехал. Буквально через полгода мы поженились. Поэтому я действительно считаю, что мне помог Булгаков, потому что по-другому никак не могло быть. Поэтому я и сейчас прихожу сюда, благодарю, и очень благодарна этому музею и самому почтовому ящику любви", — утверждает сотрудница музея Алина Зайцева.
Большая мистика
Как и все в этом доме, памятник главному мистификатору ХХ века Михаилу Афанасьевичу Булгакову совершенно уникален. Скульптор Наталья Базюк руководствовалась не фотоснимками, а воспоминаниями людей, знавших мастера.
"С их рассказов, она работала с ними полгода, и полгода она переделывала и переделывала, переделывала и переделывала. В какой-то момент они сказали: «Все, это дядя Миша», — рассказывает Николай Голубев.
И снова посыпались загадки. Долго не могли понять, почему один палец скульптуры постепенно теряет свою первоначальную окраску и все сильнее отличается от остальных. Оказалось, во всем виноваты литераторы, посещающие поэтический салон. Они свято верят, что если этот палец потереть, тебя непременно скоро озарит вдохновение.
"Видимо, у некоторых из них такие проблемы с вдохновением, что палец этот несколько раз отламывали. Это уже пятый палец, который мы сажаем на место. Видимо, его берут на дом, чтобы вдохновение их вообще никогда не покидало", — объясняет Голубев.
Один из самых неожиданных экспонатов в коллекции «Булгаковского дома» — трамвай.
"Для нас с вами трамвай — это что-то милое, старомодное, а в то время трамвай был символом смерти города. Он реально давил людей, потому что люди не понимали, что на улицах города может быть какая-то опасность. И поэтому, условно говоря, для Булгакова трамвай — это символ вторжения в уютный городской быт чего-то такого технократического", — рассказывает Голубев.
История появления трамвая в музее совершенно уникальна и даже сенсационна. Два года назад во время прокладки теплотрассы во дворе дома Булгакова случилось событие, подтвердившее догадки сотрудников музея о безусловно мистической связи между старинным зданием и его знаменитым жильцом.
"Прибежали рабочие, начали кричать: «Голову нашли! Голову нашли!» И действительно страшновато: такой ком земли, оттуда глазница торчит. Мы думаем: «Точно череп. Сейчас милицию надо вызывать», — вспоминает Николай Голубев.
Конечно, это была сенсация. Однако заинтересовала она скорее историков и литературоведов, чем правоохранительные органы. Голова оказалась гипсовой.
"Когда вынули, смотрим: земля отпала, и мы видим живое человеческое лицо, вылитый Берлиоз, с отпиленной головой, в галстуке, в очках, с избитым носом, такое ощущение, что трамваем отрезало голову. А рядом рельса", — говорит основатель музея.
"Я могу сказать только одно, что знаете вы или не знаете, но лучше никогда ничего не отрицать в жизни окончательно. Лучше к этому относиться с уважением", — считает сотрудник музея Иван Назаров.
Актеры театра, недавно открытого при музее, относятся к писателю, давшему имя их труппе, не просто с уважением — с благоговением. Они понимают: их судьба отныне и навсегда связана с Булгаковым и его героями.
"Когда-то мне Марк Анатольевич Захаров, один из моих учителей, сказал, что Булгаков должен разрешить играть это, потому что у многих не получалось. Один из режиссеров перед премьерой, у него был сердечный инфаркт, и он не стал делать на следующий день премьеру, известный режиссер. Я считаю, что каждый гениальный автор должен разрешить", — рассказывает режиссер, актер театра им. М. А. Булгакова Сергей Алдонин.
"Многие, кто играл, умирали, другие попадали в психиатрические лечебницы. Но поскольку Сергей Эдуардович рассказал мне по поводу того, что Михаил Афанасьевич разрешил ему играть — был знак на эту тему, — мне было бояться нечего", — утверждает актер Филипп Бледный.
"Мне кажется, что с Михаилом Афанасьевичем нужно договариваться, дружить, как-то уважительно относиться к его роману, и тогда ничего плохого точно не произойдет. Хотя, в момент, когда повторяла слова текст на словах «проклинаю тебя! Проклинаю!», у меня обрушилась полка", — рассказывает актриса Екатерина Климова.
Михаил Булгаков покинул этот мир 74 года назад. Но жива его добрая творческая энергия и созидательная сила дома, который помогал мастеру создавать самый мистический роман ХХ века.
"Я считаю, что есть мистика дешевая, а есть мистика серьезная, большая. Что такое любовь? Это большая мистика. Что такое спасение души? Это большая мистика. Сам роман был построен по этому принципу. В московской части есть огромное количество разных фокусов и много недорогой мистики, а рядом Ершалаимская часть — там нет ни одного фокуса. Мы понимаем, что это происходит действительно самое большое мистическое событие нашей современности", — говорит Николай Голубев.
Видео дня. SpaceX впервые запустила ракету с астронавтами к МКС
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео