Делая куклу, делай добро. Игрушки забайкальской художницы помогают людям 

У бурят есть поверье, что куклы способны изменить жизнь человека, поскольку они несут особую энергетику, которой их заряжает мастер.

— Кукла — предмет особый. Недавно в одном из сел я встретилась со старенькой бабушкой, у которой не было денег, чтобы купить одну из моих игрушек, — рассказывает художница. — Но ей очень хотелось, и она предложила поменяться на тапочки, которые сама шьёт. И хотя мне тапочки были не нужны, я согласилась.

Оказалось, что у бабушки есть дочь, дела у которой шли не очень хорошо. Старушка очень верила, что кукла может стать для нее добрым талисманом. А позже Саяна узнала, что жизнь у девушки жизнь счастливо изменилась, она устроилась на работу и даже встретила свою любовь.

Любое творение художника несет особую энергетику, уверена Саяна. Ведь это воплощение его внутреннего мира, частица его души. Каждая кукла художницы неповторима. На каждой — свой знак очень древнего орнамента, имеющего еще дошаманское происхождение.

Кукол Саяна делает из разных материалов. Она признаётся, что легче всего поддаётся кожа, ей достаточно просто придать форму и объем. Материалом также могут служить деревянные болванки. Однако рог — это самый любимый материал, несмотря на то, что технология его обработки очень сложна: заготовку нужно чистить, выскабливать, шлифовать, обрезать лишнее, затем дезинфицировать и удалять неприятные запахи. И все же каждый рог неповторим, имеет уникальный рисунок, который заставляет художника творчески думать. Остаётся лишь добавить недостающие линии.

— Если ты родился человеком, нужно проводить каждый час своей жизни с пользой, — размышляет Саяна. — Нужно очень много трудиться, прилагать усилия для того, чтобы сделать для людей что-то хорошее.

Уроженка Агинской степи, Саяна долго искала себя в творчестве. Сначала училась на художественно-оформительском отделении Читинского музыкального училища (ныне техникум искусств), затем в Улан-Удэ в школе старобурятской живописи Даши-Нимы Дугарова. Затем работала в кукольном театре Улан-Удэ, где встретилась с будущим мужем, театральным режиссером. В 90-е годы они создали свой творческий коллектив, в котором Саяна стала художником-оформителем.

— Мы много ездили по городам страны. Это были очень тяжёлые времена. Тогда мало кто гастролировал. У прославленных государственных театров денег не хватало. А мы ездили, — вспоминает художница.

У них даже появился серьезный продюсер. Им стал сосед по лестничной площадке Баир Дугаржапов. Он окончил школу продюсеров в Берлине и был знатоком своего дела. Однажды заглянув на чашку чая, он застал Саяну за творчеством и предложил организовать выставку.

— Мне тогда было 29 лет, и я ни о чем подобном даже не помышляла. Очень разволновалась, — признаётся художница. — Мы буквально за один год подготовили выставку. Планировали побывать с ней даже в Германии. Но мое условие было такое: сначала нужно показать работы на малой родине.

В 2002 году прошла первая выставка Саяны Шухэртуевой в Чите, затем в Агинском, где ей предложили остаться и работать. Так появилась идея создать в посёлке окружной театр современной драмы и синтеза «ДалиТэ».

В 2006 году при театре открылся Выставочный зал для проведения художественных вернисажей.

— Творчество — это, прежде всего, труд над самим собой, — говорит Саяна. — Нужно, чтобы каждый предмет искусства нёс положительный духовный заряд. Впрочем, желательно, чтобы такой заряд нёс и каждый поступок человека.

Образы и формы выражения она черпает непосредственно из окружающего мира. И в этом ей помогает наблюдательность художника. Ведь стоит обронить в воду капельку масла, и по её поверхности закручивается причудливая радужная спираль.

В природе все уже нарисовано. В ней не бывает неестественных сочетаний цветов. Все гармонично и красиво.

— Дар понимать и принимать красоту природы даётся человеку не просто так, — считает художница. — Каждому дана та ноша, которая ему по силам и соответствует его индивидуальному предназначению.

Читайте также
Видео
Больше видео