ТАСС 10 октября 2012

Остров Афродиты в финансовой пучине

Кипр может рассмотреть вопрос о целесообразности пребывания в зоне евро, если laquo;тройкаraquo; международных кредиторов mdash; Еврокомиссия, Европейский центральный банк и Международный валютный фонд mdash; потребует от республики заплатить слишком высокую социальную цену за предоставление ей финансового содействия. Об этом заявил генеральный секретарь правящей Прогрессивной партии трудового народа Кипра (АКЭЛ) Андрос Киприану. И хотя слова высокого партийного функционера тут же были дезавуированы официальным заявлением правительства, подтвердившего твёрдую приверженность единой европейской валюте, осадок, как говорится, остался.
Скорее всего, таким образом власти Кипра оказывают давление на еврочиновников, с тем чтобы те быстрее решили вопрос о выделении республике финансовой помощи. Но если этого в ближайшее время не произойдёт, Кипр может оказаться первой страной, вышедшей из зоны евро, опередив даже Грецию.
Для столь мрачного прогноза имеются все основания: Кипр всё глубже погружается в пучину экономического кризиса. Падают объёмы производства, сокращается строительство, стремительно снижаются продажи недвижимости и цены на неё, закрываются мелкие предприятия и магазины. Ожидается, что падение ВВП в нынешнем году составит 1,5 процента, а дефицит бюджета достигнет 4,5 процента. Безработица, которой почти не существовало в 2008 году, достигла максимальной отметки 11 процентов.
Банковский коллапс
С момента вооружённого вторжения Турции в 1974 году, когда было уничтожено две трети производственных мощностей, Кипр переживает сегодня самый тяжёлый кризис. Для страны с населением 850 тысяч человек, которая получила независимость в 1960 году, в 2004-м стала членом ЕС, а в 2008-м вошла в зону евро, наступают времена испытаний. Правда, пока на улицах не видно воинственно настроенных толп протестующих, как в Испании или Греции. Никто не поджигает машины, не бьёт витрины магазинов, не нападает на полицейских. Возможно, социальные битвы ещё впереди, ведь 86 процентов жителей Кипра, по последним данным Евробарометра, считают ситуацию в экономике laquo;абсолютно плохойraquo;. Такого развития событий нельзя исключать в случае, если laquo;тройкаraquo; международных кредиторов всё-таки сможет выкрутить руки кипрскому правительству и заставит его пойти на самые жёсткие меры экономии ради пакета финансового содействия.
Кризис на Кипре разразился не в одночасье. Ещё в 2009 году эксперты МВФ предупреждали, что laquo;перспективы развития кипрской экономики шатки и неясныraquo;. Тем не менее до поры до времени всё выглядело не так уж плохо, во всяком случае, гораздо лучше, чем в Греции и ряде других стран ЕС, где уже вовсю бушевал финансовый кризис. Власти были уверены, что полноценный кризис обойдёт остров стороной благодаря устойчивости и солидности кипрских банков. Ведь активы только местных банков в 5,5 раза превышают ВВП республики. Если же к ним присоединить действующие на острове иностранные банки, то вместе их активы в восемь раз превысят размеры экономики страны, достигающей всего 17,2 миллиарда евро, что ставит её на третье место снизу в списке 17 государств зоны евро.
Но как раз со стороны банковского сектора и последовал серьёзный финансовый удар. Критическим для Кипра моментом стало решение, принятое 27 октября 2011 года на внеочередном саммите ЕС, о реструктуризации долга Греции и списании 76 процентов её задолженности перед частными банками. Власти Кипра одобрили этот шаг, видимо, плохо представляя его последствия для своей страны или не желая навлечь на себя гнев laquo;старших братьевraquo; по еврозоне. В марте этого года крупнейшие кредитные организации республики вынуждены были дать согласие на участие в программе по обмену греческих гособлигаций. Это привело к тому, что два ведущих банка страны mdash; laquo;Банк Кипраraquo; и laquo;Марфин попьюлар банкraquo;, которые оказались держателями львиной доли этих долгов, в результате греческой laquo;стрижкиraquo; сразу потеряли примерно 4,5 миллиарда евро.
Но и это ещё не всё: в силу близких, даже родственных отношений с Грецией оказалось, что на сегодняшний день 40 процентов выданных кипрскими банками кредитов приходится именно на греческих частных или юридических лиц, многие из которых просто не в состоянии платить по счетам. В результате потенциальные потери банков Кипра на греческом рынке оцениваются в 23 миллиарда евро, что значительно превышает ВВП страны. На такую ситуацию сразу обратили внимание рейтинговые агентства: Moody's, Standard amp; Poor's, а затем и Fitch дружно присвоили крайне низкий, laquo;мусорныйraquo; рейтинг кипрским гособлигациям.
Дело приняло серьёзный оборот. В мае laquo;Марфинraquo; попросил правительство о помощи, и власти Кипра приняли решение гарантировать размещение выпуска его акций на сумму 1,8 миллиарда евро. Вскоре государство приобрело 84 процента акций банка на эту сумму, фактически национализировав его. Этот процесс сопровождался изменением названия mdash; он стал laquo;Кипрским народным банкомraquo;, сменой руководящего состава и введением государственных чиновников в его правление.
А вот помочь laquo;Банку Кипраraquo;, который в конце июня обратился за помощью к правительству mdash; ему понадобилось 500 миллионов евро для завершения программы рекапитализации, mdash; власти уже не смогли. В условиях принимаемых под давлением ЕС мер по сокращению госбюджета добыть необходимую laquo;Банку Кипраraquo; сумму правительство просто не могло. Не представлялось возможным и занять нужные средства на мировом долговом рынке, от которого Никосия отлучена благодаря своим laquo;мусорнымraquo; рейтингам.
С протянутой рукой
У правительства Кипра оставалось лишь два варианта действий для спасения своей банковской системы, да и экономики страны в целом. Либо одолжить деньги у третьих стран, которые по политическим и моральным соображениям могли бы войти в положение и предоставить кредит на льготных условиях, либо обратиться к партнёрам по Еврогруппе с просьбой включить механизмы финансового содействия, которые уже были апробированы на Ирландии, Греции, Португалии и Испании.
Второй вариант кажется предпочтительным, но только на первый взгляд. С 2008 года у власти на острове находятся левые силы во главе с АКЭЛ, преемницей компартии. Этот факт является раздражителем для многих в Евросоюзе. Дело в том, что с 1 июля нынешнего года республика на ротационной основе вступила в председательство в ЕС. При этом нынешние кипрские власти не согласны с чрезмерно жёсткими мерами финансовой стабилизации, которые навязываются руководством ЕС проблемным странам.
Правящая партия и правительство не хотят социальных возмущений, уличных сражений, осады президентского дворца толпами трудящихся, которых вынуждают платить за ошибки и алчность банкиров. Они искренне надеются, что нынешние экономические неурядицы на острове можно решить без слезоточивого газа, резиновых пуль и кровопролития.
А ещё не надо забывать, что в феврале будущего года на Кипре пройдут президентские выборы и предвыборная кампания уже фактически началась. Нетрудно догадаться, что в ней доминируют экономические проблемы страны и способность правительства решать их. Эксперты ЕС указывают на важнейший структурный дисбаланс в республике, при котором расходы на заработную плату, пособия и льготы для 70-тысячной армии госслужащих достигают примерно одной трети бюджета страны. И уже никого не волнует, что такое положение сложилось не при действующем президенте, а стало следствием по меньшей мере 20 лет успешного экономического развития страны, которое позволило Кипру вступить в ЕС, а затем и в зону евро. Но расплачиваться за эти перегибы, по всей видимости, придётся нынешним властям.
В этих условиях кипрское руководство попыталось малой кровью выйти из сложной ситуации и обратилось за помощью к Китаю и России. Президент Димитрис Христофиас, получивший образование в СССР, рассчитывал на братскую помощь Москвы. Тем более что в конце прошлого года ему удалось добиться подписания с минфином РФ двустороннего соглашения о выделении льготного кредита в размере 2,5 миллиарда евро под 4,5 процента годовых на 4,5 года. Эти деньги фактически позволяют республике держаться на плаву в нынешнем году, покрывая долговые обязательства правительства.
Торг с laquo;тройкойraquo;
Однако этим дело не ограничилось. В начале июля министр финансов России Антон Силуанов подтвердил, что Кипр попросил выделить ему ещё пять миллиардов евро. Москва официальный ответ на этот запрос до сих пор не дала. Между тем сроки рекапитализации кипрских банков угрожающе приближались. Никосии ничего не оставалось делать, как подать запрос в Еврогруппу на включение механизмов финансового содействия.
Кипр также обратился за помощью к МВФ. При этом власти острова отстаивали своё право одновременно получать помощь от России и от других заинтересованных стран. Христофиас прямо заявил по этому поводу: laquo;Кому-то не нравится тот факт, что у нас есть дружеские отношения с третьими странами, такими как Россия, Китай, арабские государства, но я уверен, что это не представляет проблемы ни для ЕС, ни для Европейской комиссии, поскольку Россия mdash; стратегический партнёр Евросоюзаraquo;. Христофиас призвал европейские власти дать его правительству больше возможностей для манёвра, с тем чтобы решить накопившиеся финансовые проблемы.
Манёвр, о котором упомянул Христофиас, многие восприняли как стремление Кипра снизить возможную сумму финансового содействия ЕС за счёт привлечения российского кредита. Это означало бы одно: меньше денег mdash; менее жёсткие условия их предоставления. В принципе, вопрос об объёмах требуемой Кипру помощи покрыт плотной завесой секретности. Это mdash; предмет переговоров между laquo;тройкойraquo; и кипрскими властями, два раунда которых уже прошли в июле. В Брюсселе эксперты ЕС в частном порядке высказывали предположение, что программа помощи Кипру может составить от 10 до 15 миллиардов евро.
laquo;Тройкаraquo; сделала свои первые выводы после поездки в Никосию, заявив, что ситуация в экономике страны оказалась гораздо хуже, чем ожидалось. В связи с этим она рекомендовала правительству поставить жёсткие бюджетные цели: довести в нынешнем году дефицит до 4 процентов от ВВП, а в 2013-м mdash; до 2,5 процента.
Помимо этого, кредиторы требуют в ближайшее время принять пакет мер по сокращению расходов и увеличению доходов в бюджет. В текущем году предполагается заморозить заработную плату в госсекторе, отменить индексацию зарплат, ликвидировать тринадцатую зарплату и урезать тринадцатую пенсию. Кроме того, laquo;тройкаraquo; предлагает сократить 1250 рабочих мест в системе госслужбы и отменить льготы, laquo;не отвечающие требованиям времениraquo;. В доходной части пакета эксперты советуют увеличить цены на табачные изделия и спиртные напитки, поднять на восемь центов налог на бензин, а также увеличить НДС и налог на прибыль.
В то же время власти Кипра занимаются подготовкой собственной программы мер по выходу из кризиса, которую они собираются представить кредиторам в качестве своей позиции на переговорах. Министр финансов Кипра Васос Шарли заявил, что правительство хочет избежать резких сокращений зарплат, пенсий и пособий, с тем чтобы не нанести удара по внутреннему рынку. Он также сообщил, что власти попросили laquo;тройкуraquo; о продлении хотя бы на один год обычно рассчитанной на три года программы стабилизации, которая сопровождает предоставление помощи ЕС проблемным государствам.
Сейчас трудно судить, как завершится финальный раунд переговоров с кредиторами. Кипрское правительство заявляет о том, что они будут жёсткими. На их ход могут повлиять и слухи о том, что Москва-де сомневается в способности Кипра вернуть кредит. Со своей стороны, Антон Силуанов в интервью агентству Рейтер сообщил, что Москва предоставит запрашиваемый кредит Кипру только в координации с ЕС. laquo;Если мы дадим кредит в пять миллиардов евро, то кипрским властям надо будет занимать деньги где-то ещё, mdash; цитирует Силуанова Рейтер. mdash; Таким образом, надо принимать скоординированное решение, поскольку пяти миллиардов для них недостаточно. В принципе, им было бы достаточно 15 миллиардов евроraquo;.
Таким образом, на данный момент получение денег mdash; что от Евросоюза, что от Москвы mdash; зависит для Никосии от результатов переговоров с laquo;тройкойraquo;. Кипрские власти выразили надежду, что представители кредиторов вернутся на остров во второй половине октября, а уже в начале ноября переговоры завершатся подписанием меморандума. После этого согласованный пакет финансового содействия, предусматривающий бюджетную стабилизацию, станет законом, и в ноябреmdash;декабре можно будет ожидать поступления средств для рекапитализации банков и покрытия финансовых нужд правительства. Этот сценарий mdash; оптимистический, а о худшем на острове Афродиты пока предпочитают не думать.
Прямая речь
Паникос Димитриадис, Глава Центрального банка Кипра:
quot;Не стоит переоценивать трудности. Страна живёт, и ничего с ней не случится. До получения первых траншей от кредиторов, что произойдёт спустя несколько недель после достижения соглашения о пакете финансового содействия, правительство имеет возможность покрывать подлежащие оплате долги и выплачивать зарплаты. Для этого оно берёт краткосрочные кредиты у местных банков и полугосударственных предприятий. Кстати, и ведущие банки страны по-прежнему получают прибыль в результате своей повседневной деятельности. По нашим данным, в августе объём депозитов в местных банках увеличился почти на миллиард евро по сравнению с августом прошлого года. Кризисы приходят и уходят, это естественный процесс для рыночной экономики. Кроме того, кризисы, как правило, дают редкую возможность решить застарелые проблемы, включая структурные дисбалансы. Поэтому я могу сказать, что испытываю сдержанный оптимизм относительно будущего экономики Кипра, так же как и в целом всей зоны евроquot;.
Комментарии
Читайте также
Церковный раскол: что изменится
58
Температура приблизится к показателям 1889 года
Остроумный ответ ребенка рассорил взрослых
Крым установил новый исторический рекорд
104
Последние новости
Патриарх Кирилл прибыл в Минск с первосвятительским визитом
Бишкекская епархия поддержала позицию РПЦ по разрыву отношений с Константинополем
Умер звукорежиссер рок-группы "Крематорий" Сергей Овсянников