12 апреля 2012, ТАСС

Прогулка к погибшим кораблям

В пучинах Мирового океана за несколько веков оказались погребены сотни фрегатов, парусников, пассажирских судов и военных кораблей. Интерес дайверов к этим затонувшим объектам породил особый вид погружения mdash; рэк-дайвинг. Несколько кораблей, затонувших в разных точках планеты, регулярно становятся местом для laquo;прогулокraquo; дайверов со всего мира.
Лайнер laquo;Андреа Дориаraquo; (Атлантический океан, США)
Итальянский трансатлантический лайнер laquo;Андреа Дориаraquo; погиб, выполняя летом 1956 года рейс из Генуи в Нью-Йорк с 1134 пассажирами и несколькими сотнями членов экипажа на борту. Судно опаздывало, и капитан увеличил скорость, из-за чего не смог уйти от столкновения с шведским теплоходом laquo;Стокгольмraquo; у острова Нантакет. laquo;Андреа Дориаraquo; получил 12-метровую пробоину и затонул через 11 часов после происшествия, жертвами которого стали 46 человек. Знакомство с останками этого лайнера mdash; дело сложное, опасное и очень дорогостоящее. За минувшие с момента катастрофы десятилетия 15 профессиональных дайверов утонули, пытаясь доплыть до него. Лайнер лежит на глубине 75 метров, где температура воды не превышает пяти градусов, а чтобы добраться до этого места от берега, придётся потратить несколько часов и 3,5 тысячи долларов mdash; столько стоит участие в организованной экспедиции. Несмотря на все эти сложности, желающих совершить погружение так много, что в экспедицию надо записываться едва ли не за год.
Грузовое судно laquo;Одиссейraquo; (Карибское море, Гондурас)
Это судно было специально затоплено в 2002 году его владельцами на радость дайверам у острова Роатан в Гондурасе. По неизвестным причинам laquo;Одиссейraquo;, стоявший на приколе, загорелся прямо в порту, в итоге развалившись на три части. Владельцы, желая внести посильный вклад в местную экономику, приняли решение затопить laquo;Одиссейraquo;, чтобы сделать его объектом рэк-дайвинга, причём максимально безопасным. Останки судна были очищены от копоти и сильно обгоревших фрагментов, крышки люков приварены заново, почти уцелевший корпус укреплён, и laquo;Одиссейraquo; упокоился на 33-метровой глубине. Из-за сложной сети металлических перил погибшее судно напоминает нью-йоркские небоскрёбы с пожарными лестницами с тем отличием, что между laquo;ступенькамиraquo; встречаются барракуды и гигантские крабы.
Круизный лайнер laquo;Бьянка Сraquo; (Карибское море, южный берег Гренады)
Принадлежавший итальянской круизной компании Linea C роскошный лайнер laquo;Бьянка Сraquo; курсировал между Италией и Венесуэлой с небольшими остановками на некоторых островах Карибского бассейна. Следуя из Неаполя в Каракас, 22 октября 1961 года судно сделало остановку в Гранд-Ансе, у острова Гренада, где и осталось навсегда. Когда лайнер готовился покинуть порт и продолжить свой путь, в его машинном отделении по неизвестной причине прогремел взрыв. По судну распространился пожар, однако обошлось почти без жертв: погиб только матрос, оказавшийся в эпицентре взрыва, остальные 673 человека mdash; члены экипажа и пассажиры mdash; не пострадали. В гренадском порту не нашлось ни одного пожарного судна, и огонь на laquo;Бьянке Сraquo; пылал три дня, пока городские власти не приняли решении отбуксировать лайнер подальше от берега и затопить. С тех пор 180-метровый корпус покоится на глубине 50 метров. Часть палуб были уничтожены при пожаре, однако большинство неплохо сохранились. Обычно дайверы начинают обследование laquo;Бьянки Сraquo; с погружения в бассейн в средней части судна, затем осматривают обломки кают, облюбованные целым сообществом морских жителей, в том числе и большими зелёными черепахами.
Паром laquo;Зенобияraquo; (Средиземное море, Кипр)
Огромный паром, ходивший под греческим флагом, дебютировал на море весьма неудачно, затонув в первом же рейсе. Следуя из Сирии в Грецию в июне 1980 года, laquo;Зенобияraquo;, гружённая сотнями 40-тонных грузовиков-автопоездов, внезапно стала крениться на левый борт. В таком состоянии судно проплыло ещё четыре дня, пока команда, не сумев исправить неполадку, не решила покинуть его. В итоге весь экипаж спасся, а laquo;Зенобияraquo; затонула у берегов Кипра, недалеко от Ларнаки. Левый борт покоится на глубине 42 метров, и добраться до него могут только опытные дайверы, зато правый находится 24 метрами выше и доступен даже людям с минимальным опытом погружений. Причина катастрофы так и не установлена, среди наиболее популярных версий mdash; сбой в компьютерной системе балансировки или намеренное затопление судна его владельцами с целью получения страховки. Все помещения парома, включая ресторан, остались практически целыми. Особенно впечатляют лежащие вокруг laquo;Зенобииraquo; затонувшие грузовики, которые выглядят на её фоне игрушечными.
Фрегат laquo;Сириусraquo; (Индийский океан, бухта Вьё-Гран-Порт, восточное побережье Маврикия)
После 13 лет безупречной службы британской короне 40-метровый фрегат laquo;Сириусraquo; дал свой последний бой у берегов Иль-де-Франса, как тогда назывался Маврикий, французская колония в ту пору. В битве при Вьё-Гран-Порт 25 августа 1810 года французам впервые за всё время наполеоновских войн удалось одолеть англичан на море, и экипаж изрядно пострадавшего в бою laquo;Сириусаraquo;, осознав поражение, решил затопить фрегат. Корабль затонул на 25-метровой глубине. За два века его корпус, облепленный кораллами, стал настоящим рифом. Среди руин фрегата остаются пушки и ядра наполеоновской эпохи.
Грузовое судно laquo;Либертиraquo; (Индийский океан, Бали, Индонезия)
laquo;Либертиraquo; в 1942 году торпедировала японская субмарина у индонезийского острова Бали. Этот американский корабль был отбуксирован к берегу, где ржавел несколько лет, пока в 1963-м в результате мощных подземных толчков при извержении вулкана Агунг сам не ушёл под воду. Стодвадцатиметровый корпус разломился на несколько частей. Корма laquo;Либертиraquo; лежит в семи метрах от поверхности воды, а носовая часть залегает на 33-метровой глубине. В неплохом состоянии сохранились каюты, элементы обшивки, якорная цепь и пушки. Останки laquo;Либертиraquo; превратились в настоящий аквариум: здесь живут тысячи морских обитателей нескольких сотен видов, в том числе и акулы.
Оставить комментарий

Главное по темам

Топилин рассказал о пользе продолжительных праздников

03:37

Курганский омбудсмен окажет помощь фермеру

Вчера, 22:13

ФСБ опубликовала секретные документы сталинской эпохи

Вчера, 21:53

Титов выступил против повышения пенсионного возраста

Вчера, 21:48

«Современник» из-за болезни Гафта отменил спектакль

Вчера, 21:27

Видеоновости

Статьи

Набожная Пугачева сильно изменилась

Появились слухи, что Алла Пугачева в этом году в «Новогодних огоньках» принимать участия не будет.

Смерть на МКАД: байкер не смог уйти от погони

Байкер разбился насмерть на МКАД в результате гонок с полицией

«Вы вообще нормальные люди?»: 10 цитат Путина

Почему Путин охарактеризовал Навального, как «российского Саакашвили»

Суд отказал Siemens: из Крыма выдачи нет

Почему московский суд отклонил оба иска о «крымских турбинах» Siemens

«Кто сказал, что Родченков честный человек?»

Путин уверен, что стадионы ЧМ-2018 по футболу будут готовы в срок

Фоторепортажи