Войти в почту

Рапота: экономические вопросы составляют львиную долю в деятельности Союзного государства

МОСКВА, 8 июля. /ТАСС/. Конечной целью интеграционной деятельности России и Белоруссии в рамках Союзного государства является принятие конституционного акта, однако этому предшествует непростая работа по формированию единого экономического, транспортного и энергетического пространства, гармонизации налогового законодательства и созданию единой валюты, поэтому экономические вопросы сейчас составляют значительную часть работы. Об этом заявил государственный секретарь Союзного государства России и Белоруссии Григорий Рапота в среду в ходе онлайн-лекции на тему "Актуальные вопросы развития Союзного государства", которая состоялась на площадке Фонда поддержки публичной дипломатии имени А. М. Горчакова. "Самая сложная, но, может быть, важная и непростая проблема - это вопросы экономического взаимодействия. Здесь, пожалуй, это у нас отнимает львиную долю времени в Союзном государстве, львиную долю нашей работы", - сказал Рапота. Он пояснил, что в ситуации, когда действуют много субъектов экономической деятельности, каждый из которых стремится получить максимальную выгоду от взаимодействия, время от времени возникает конфликт интересов, в том числе по вопросам цен на газ или нефть и условиям поставок. По словам госсекретаря Союзного государства, конечной целью интеграционной работы должно стать создание единой государственной структуры: со своей конституцией, валютой, единым экономическим, транспортным и энергетическим пространством, единым или гармонизированным налоговым кодексом и единой финансовой политикой. "Понимаете, что это государственное образование. И венцом всей этой деятельности должно стать принятие решения о единой валюте, и принятие конституционного акта - конечная цель", - сказал Рапота. Он привел в пример ситуацию с проведением в России налогового маневра в нефтяной сфере, что вызвало вопросы у белорусской стороны, так как этот шаг отразился на доходах бюджета республики. По словам Рапоты, эта ситуация вновь поставила вопрос о том, какое образование выстраивают Москва и Минск. "И вот были созданы рабочие группы, там о 31 дорожной карте, которые, по идее, должны ответить на этот вопрос. На этот вопрос окончательного ответа пока нет, а вопросы ценообразования пока остаются предметом обсуждения", - отметил госсекретарь. Он назвал эту ситуацию основной проблемой в экономических отношениях двух стран, которая, по его мнению, отражается и на политических контактах. Минск настаивает на компенсации белорусской стороне издержек из-за проводимого в России налогового маневра, в результате которого белорусские НПЗ покупают сырье по цене, приближающейся к мировой. На этом фоне Минск начал искать альтернативные источники поставок нефти. С 1 января 2020 года у Белоруссии не было соглашения с российскими компаниями на поставку нефти по трубопроводу "Дружба" из-за спора вокруг размера премии к беспошлинной цене нефти. Поставки сырья на белорусские НПЗ продолжала только группа компаний "Сафмар" Михаила Гуцериева, поэтому страна начала покупать танкерную нефть у альтернативных поставщиков через Литву и Украину. В конце марта Москва и Минск достигли договоренности о возобновлении поставок нефти от крупных российских компаний. Созданная по инициативе президентов Белоруссии и РФ межправительственная рабочая группа по интеграции к концу минувшего года подготовила 31 интеграционную дорожную карту. В результате их согласования стороны пока не пришли к компромиссу по картам, связанным с вопросами нефти, газа и налоговой политики. О Союзном государстве 2 апреля 1996 года лидеры России и Белоруссии - Борис Ельцин и Александр Лукашенко - подписали Договор об образовании Сообщества России и Белоруссии, который предполагал формирование единого экономического пространства, постепенный переход к единому законодательству. Стороны также договорились согласовывать свою внешнюю политику, вопросы обеспечения безопасности, борьбы с преступностью, охраны государственных границ. 2 апреля 1997 года Сообщество двух стран было преобразовано в Союз России и Белоруссии, этот день отмечается как День единения народов двух стран. 8 декабря 1999 года был подписан Договор о создании Союзного государства (вступил в силу 26 января 2000 года после ратификации парламентами двух стран). К настоящему времени договорно-правовая база российско-белорусского сотрудничества насчитывает около 200 межгосударственных и межправительственных договоров и соглашений. Высшим органом Союзного государства является Высший Госсовет, в состав которого входят главы государств и правительств России и Белоруссии, а также руководители палат их парламентов. Исполнительный орган - Совет министров, в который входят главы правительств и ряд представителей министерств двух стран. Также функционирует Парламентское собрание Союзного государства.