Войти в почту

Европа мечтает превратить Восточное партнерство в инструмент давления на ЕАЭС и Россию

В рамках геополитического давления Евросоюза на Россию существует множество компонентов, причем одним из них является так называемое Восточное партнерство, т.е. проект, который появился в европейской политике в 2008 году. Восточному партнерству более десяти лет Данную идею продвигал бывший министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский – в 2014 году он, например, станет одним из гарантов соглашения между украинской оппозицией и президентом Украины Виктором Януковичем, которое приведет к государственному перевороту в этой стране, причем в нее включены все шесть «нейтральных» постсоветских государств, которые имеют отношение к Европе. Это, соответственно, Белоруссия, Украина, Молдавия, Грузия, Армения и Азербайджан, которые Сикорский с помощью данного формата решил адаптировать под европейские стандарты и постепенно интегрировать в геополитическое пространство «большой Европы». Примечательно, что эти шесть государств являются прямыми объектами интересов России, пусть и с выносом за скобки Азербайджана из-за партнерства Баку с культурно родственной Анкарой и безусловной стратегической ставки Москвы на Ереван. Интересно, что Восточное партнерство было предложено Сикорским за месяц до агрессии режима Михаила Саакашвили в отношении Южной Осетии, после чего, Грузия окончательно подпала под западный вектор влияния и имеет теперь сложные отношения с Москвой. Россия внимательно следит за Восточным партнерством С тех пор прошло много времени, а отношения между Россией и коллективным Западом, включая и Евросоюз, серьезно деградировали, поэтому неудивительно, что проект Восточного партнерства в Европе не забыт и продолжает периодически продвигаться. Например, министр иностранных дел Латвии Эдгар Ринкевич заявил, что Евросоюз должен вкладываться в развитие и укрепление государств Восточного партнерства, причем Брюсселю даже следует сделать развитие данной структуры одним из своих приоритетов. Конечно, мнение Латвии по этому вопросу мало кого волнует в Евросоюзе, и данный вопрос будут решать совсем другие силы, но все-таки перед нами чрезвычайно важная для России проблематика, которая напрямую затрагивает наши интеграционные проекты. Есть же Евразийский союз, куда входят Белоруссия и Армения и куда может вступить уже в ближайшие несколько лет Молдавия, и в рамках которого не забывают про Украину, где в условиях современной внутриполитической обстановки возможно все. В результате, от того, насколько потенциально эффективны все эти проекты в рамках Восточного партнерства, на самом деле, зависит многое в Европе. Евроассоциация с Евросоюзом является результатом Восточного партнерства Заместитель декана мировой экономики ВШЭ Андрей Суздальцев в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что Восточное партнерство вышло сегодня на новый этап своего развития, которое заключается в евроассоциации с Евросоюзом. В конечном счете, поводом для государственного переворота на Украине стала именно евроассоциация с Евросоюзом, несмотря на то, что она в итоге не сработала в качестве драйвера эффективного роста украинской экономики. Просто оппозиция на Украине, которая находилась тогда под контролем коллективного Запада, ухватилась за данный момент и сумела свергнуть команду президента Януковича. «Главным намеком ассоциации с Евросоюзом является то, что страны, которые подписали данный документ, могут в какой-то очень отдаленной перспективе стать членами данного объединения. Сейчас подписантами этого соглашения являются Украина, Молдавия и Грузия, с Арменией все сложнее, хотя там поменялся политический режим, а главный вопрос – это Белоруссия», - резюмирует Суздальцев. Здесь многое решает геополитика – например, в случае Армении, объективные национальные интересы этого государства диктуют сохранение союза с Россией, учитывая соседство с Турцией и Азербайджаном, с которыми у Еревана, мягко говоря, сложные отношения. В рамках Восточного партнерства Евросоюз сконцентрирует внимание на Белоруссии «Соответственно, в рамках Восточного партнерства сейчас главный вопрос – что делать с Белоруссией. Это проблема не может решаться без России, что признается в работах даже американских экспертов по Восточной Европе», - заключает Суздальцев. Как замечает эксперт, здесь показателен пример Украины, которая хотела выйти на коммуникацию с Евросоюзом, сохранив свои связи с Россией, сделав ее этаким придатком своей национальной экономики. Поэтому наиболее трагическим последствием событий 2014 года для Украины стала не потеря Крыма и не война в Донбассе, а разрыв зоны свободной торговли с Россией с 1 января 2015 года. «Такая же проблема у Белоруссии, которая не против улучшения отношений с Евросоюзом, но без российской материальной поддержки ее национальная экономика встанет, что видно хотя бы по событиям вокруг налогового маневра», - констатирует Суздальцев. Эти события, как замечает Андрей Иванович, вызвали забавный феномен в Белоруссии, где местные прозападные силы перестали критиковать президента этой страны Александра Лукашенко, называть его диктатором и даже стали сочувствовать его давлению на Москву. «Поэтому с Белоруссией Евросоюз и будет сейчас пытаться работать, хотя бы из-за ее самостоятельной внешней политики. Это решение по российской военной базе, а также по Крыму, Абхазии и Южной Осетии, которые Минск не признал», - резюмирует Суздальцев. Вряд ли это принесет результат в Белоруссии, но Евросоюз продолжит делать ставку на эту линию, воспринимая Восточное партнерство в качестве инструмента давления на Россию и на ЕАЭС, как главный интеграционный проект Москвы на постсоветском пространстве.