Войти в почту

Безвизовая Украина: кому это выгодно

С 11 июня вступает в силу соглашение о безвизовом режиме между ЕС и Украиной, подписанное 17 мая в Страсбурге. Свободный въезд для граждан Украины в ЕС бурно отмечается официальным Киевом: выполнено одно из важнейших обещаний Петра Порошенко. «Газета.Ru» разбиралась, что даст введение «безвиза» украинцам сейчас и в перспективе. Украина стала третьей, если не считать прибалтийские государства, страной бывшего СССР, которая добилась безвизового режима с ЕС. Молдавия получила его в 2015 году, а Грузия в марте 2017 года. Теперь все владельцы биометрических паспортов могут посещать 34 страны ЕС (кроме Великобритании и Ирландии) и Шенгенского соглашения (куда дополнительно входят Норвегия, Швейцария, Лихтенштейн и Исландия), не оформляя виз. Правда, срок пребывания ограничен 90 днями в течение полугода. Кроме того, для работы или учебы оформлять визу все равно потребуется. Что еще важнее, в каждом конкретном случае решение о допуске гражданина в ЕС принимается пограничниками страны, через границу которой он осуществляет въезд. То есть определенная вероятность риска «не попасть в Европу» остается. Безвизовый въезд — важная составляющая для привлечения туристов и инвесторов. Кроме того, очевидно, что гражданин развитой страны с высоким уровнем доходов и социального обеспечения едва ли превратится в нелегального мигранта. ЕС за время своего существования заключил соглашения о безвизовом въезде с более чем 50 государствами, некоторые из которых позднее стали его членами. Естественно, во главе списка США — для путешествий в Европу американцам нужен только паспорт. Без виз ездят в ЕС и Шенген японцы, австралийцы, израильтяне, канадцы, граждане бывших британских колоний в Вест-Индии. Впрочем, в списке есть и другие государства, которые, как правило, относят к развивающимся странам. Это большинство стран Латинской Америки, в том числе такие экономические и социальные аутсайдеры как Парагвай и Гондурас. А в прошлом, 2016 году, краткосрочные визы ЕС были отменены для Вануату, одного из беднейших тихоокеанских государств, несколько лет назад пытавшегося заработать на признании Южной Осетии и Абхазии. Бесспорно, введение безвизового режима — это один из этапов евроинтеграции. Однако для вступления в ЕС необходимо провести ряд реформ и добиться соответствия его многочисленным стандартам. Кроме того, в Брюсселе очень щепетильно относятся к пограничным спорам, которые переходят к ЕС вместе с новым государством-членом. А Киев едва ли сможет в ближайшей перспективе решить проблемы суверенитета над Крымом и неподконтрольных ему территорий на Донбассе. Что в итоге нужно гражданину Украины, чтобы воспользоваться внешнеполитическим успехом команды Порошенко? В первую очередь, иметь биометрический паспорт. Его Украина выдает своим гражданам с января 2015 года. По данным министра внутренних дел Украины Арсена Авакова, на 7 апреля текущего года подобный документ нового образца получило чуть больше 3 млн граждан — около 8% от населения Украины. При этом только за начало 2017 года было выдано почти 700 тыс. паспортов. Для сравнения: в РФ загранпаспорта есть у примерно 30% населения, причем, по данным миграционных служб, почти 3/4 паспортов биометрические. Их в пилотном порядке стали выдавать с 2006 года, а спустя три года уже можно было получить в любом регионе. Что интересно, и Украина, и Россия позволяют своим гражданам иметь два загранпаспорта — биометрический и обычный. Гражданин Украины может оформить загранпаспорт несколькими путями. Можно лично придти в отделение Государственной миграционной службы (ГМС) или местный Центр предоставления административных услуг (ЦНАП). Чтобы уменьшить время ожидания, можно записаться в электронную очередь на портале госуслуг. В этом случае стоимость услуги составит от 557,32 грн (чуть менее 1,2 тыс. рублей) за обычное оформление, занимающее 20 дней, до 910,32 грн (около 1,7 тыс. рублей) за срочное, семидневное. Впрочем, жители Украины, особенно небольших городов, говорят, что ажиотаж вызывает в государственных центрах очереди, а электронная запись есть не на все дни. В то же время, ситуация далека от критичной, и заветный документ вполне можно получить, отстояв в очереди несколько часов. А если нет времени, то к услугам всегда многочисленные посредники. Некоторые из них обещают сделать биометрический паспорт за один день за 4 тыс. грн (8,4 тыс. рублей). Наличие биометрического паспорта обещает украинцам заветный «безвиз». Однако при маленьком условии: им необходимо строго соблюдать правила Шенгенского пограничного кодекса для пересечения границы. То есть, помимо наличия паспорта, при необходимости въезжающий в ЕС должен обосновать причину въезда, иметь достаточно финансов для пребывания в ЕС и возвращения из него, а также не быть для Евросоюза нежелательным лицом. Все эти правила действовали и раньше. Пограничник всегда мог поинтересоваться у показавшегося ему подозрительным лица документами, подтверждающими цель поездки, или наличием финансов. Впрочем, на практике проверить наличие средств на предъявляемой в ответ на последний вопрос кредитке достаточно сложно. Так что основная проблема будет у нежелательных лиц — тех, кто был депортирован из ЕС по различным причинам, и кому на определенный период закрыт въезд в страны Шенгена. В основном, это задержанные за административные и уголовные правонарушения, мелкие контрабандисты, а также лица, которых Европол и Интерпол подозревают к причастности к экстремистским группировкам. Раньше такие лица получали отказ на стадии оформления визы. Теперь о том, что в ЕС им не въехать, они узнают только у будки европограничника. Надо сказать, что ЕС уже много лет работает над интеграцией своих баз данных о нежелательных и подозрительных лицах. И в первых рядах здесь идут пограничники. Если национальные спецслужбы крайне неактивно делятся своей информацией друг с другом, то подразделения, отвечающие за пограничный режим, куда охотнее взаимодействуют между собой. Кстати, одной из основных причин введения биометрических паспортов и стала необходимость облегчить пограничникам и визовым центрам работу с базами данных. Так, ключевыми информационными массивами, без внедрения которых невозможно присоединение страны к Шенгенскому соглашению, являются ШИС и ШИС-2 (Шенгенская информационная система). В них заносятся данные как о преступниках, так и о лицах, нарушивших правила пребывания в ЕС, их административных правонарушениях, оплаченных и неоплаченных штрафах. Небольшая путаница, задержка на один день больше положенного в Евросоюзе — и гражданин Украины уже в закрытой базе ЕС, к которой обратится пограничник при его следующем въезде. И, скорее всего, откажет в повторном. Кому из украинских граждан в итоге оказалось выгодным Соглашение о безвизовом въезде? В первую очередь, небольшой прослойке среднего класса, представители которой и раньше часто ездили в Европу по работе или для развлечения. У этих людей никогда не было особых проблем с оформлением виз, но государство сэкономило им несколько часов времени и несколько десятков евро, которые уходили на оформление шенгенской визы. Кто-то из этих успешных украинцев стоял на «майдане» и боролся за свое право свободно ездить в Европу, кто-то был абсолютно аполитичен и просто зарабатывал деньги, которые, в принципе, мог тратить в ЕС и раньше. Относительно выгодно введение безвизового режима молодежи — тем, кто хочет учиться в Европе. Соглашение с ЕС позволяет без оформления дополнительных документов участвовать в краткосрочных учебных программах. При поступлении в европейский вуз на долговременное обучение придется оформить учебную визу, но зачастую это можно сделать уже после зачисления, в некоторых случаях — даже не выезжая из страны-члена ЕС. А вот те украинцы, которые хотят трудиться в ЕС, даже найдя себе работодателя, будут вынуждены в обязательном порядке возвращаться домой для оформления соответствующей визы. Впрочем, многие из тех, кто работал нелегально, вполне могут продолжить свою деятельность. Правда, как раньше, так и сейчас, если попасть в ШИС, то въезд в ЕС будет закрыт на длительный срок. Кроме того, полиция большинства стран проводит периодические рейды с целью выявления незаконных трудовых мигрантов. Данные национальных правоохранительных органов в отношении подобных задержанных достаточно быстро попадают в единую шенгенскую систему. Представительство Евросоюза в Украине развернуло активную компанию по информированию населения, что можно, а что нельзя делать по новым правилам. Красной линией в этой программе проходит невозможность работать в ЕС. Кроме того, украинцам настойчиво разъясняют разницу между безвизовым режимом и видом на жительство. Если уйти от политических дивидендов и говорить о реальной выгоде, какие новые возможности получили Украина и ЕС? Прежде всего, мы забываем, что биометрические паспорта — не самый плохой способ пополнить бюджет. При массовом изготовлении они достаточно дешевы и большую часть пошлины государство смело обращает в свой доход. Учитывая, что уже Аваков рассчитывает оформить в 2017 году более 2 млн паспортов, Киев вполне может получить дополнительный доход в несколько сотен миллионов гривен. Не самая большая сумма, но в нынешних экономических условиях Киев, возможно, устроит и она. Основным же выгодоприобретателем стал Европейский союз. Во-первых, теперь ЕС сможет спокойно отказать в получении статуса беженца большинству обратившихся за ним жителей Украины. Стать официальным беженцем житель страны, имеющей безвизовый режим с ЕС, может только в индивидуальном случае. Процент украинских соискателей этого статуса, по сравнению с выходцами с Ближнего Востока и Северной Африки, невелик, однако ряд стран высказывал опасения, связанные с его медленным, но неуклонным ростом. Более того, ситуация с беженцами в той же Польше неплохо отработана на примере чеченцев из России, пытающихся попасть в ЕС из Белоруссии. Скорее всего, в случае осложнения ситуации на Донбассе и начале широкомасштабных боевых действий пограничники из сопредельных с Украиной стран ЕС просто ужесточат контроль въезжающих украинцев и будут массово отказывать лицам, которых заподозрят в желании попросить убежище в Европе. Как ни парадоксально, но безвизовый режим в чем-то выгоден и непризнанным республикам Донбасса и поддерживающей их России. Попытка Киева вернуть Донецк и Луганск военным путем, и, как следствие, кровопролитная и затяжная боевая операция вполне могут привести к временной приостановке «безвиза». Подобные меры Евросоюз предусматривает — опасность роста потока беженцев станет вполне веским поводом для закрытия границ. Причем, если многочисленные неудачи украинских военных на Донбассе — дело уже привычное, то отказ Объединенной Европы от с таким трудом установленного безвизового режима явно приведет к существенному падению рейтинга Порошенко. Для вступления в Евросоюз Украина должна поделать длинный путь. Решить экономические проблемы, договориться о статусе Крыма, урегулировать ситуацию на Донбассе. Некоторые воспринимают безвизовый режим как большую победу на маршруте в Европу. Кто-то — как маленький, но необходимый шаг. Для многих это просто возможность съездить на выходные в Краков или Будапешт, избавившись от обращения за визой. К сожалению, для кого-то это и источник несбыточных надежд на работу или учебу в Европе. Но пока ЕС готов пускать к себе украинцев только «ненадолго погостить».

Безвизовая Украина: кому это выгодно
© Sergei Chuzavkov/AP
Газета.Ru: главные новости