Войти в почту

Русофобия оставила Украину без ВПК

Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров заявил, что Россия к 2018-2019 годам может полностью заместить все комплектующие, которые ранее наша страна закупала у Украины для нужд собственного оборонно-промышленного комплекса и Российских вооруженных сил.

Цех завода «Южмаш»
Цех завода «Южмаш»© president.gov.ua

Военные комплексы России и Украины представляли собой единую систему

По словам министра, на сегодня удалось замесить более 50 процентов комплектующих, которые ранее на протяжении десятков лет завозились из Украины для нужд российского ОПК. Все это говорит, что процесс импортозамещения украинской продукции в российском ОПК идет сложно, и в этом нет ничего удивительного – известно, что оборонно-промышленный комплекс в отличие от народного хозяйства СССР не был разделен между РСФСР, БССР и УССР, из-за чего у нас и на 2014 год сохранилась высокая зависимость от украинских военных предприятий. Заместитель директора Института политического и военного анализа Анатолий Храмчихин в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» подтвердил, что не стоит удивляться, что этот процесс затянулся настолько долго, учитывая общую специфику военной промышленности СССР. «Связи между российскими и украинскими военными предприятиями остались очень сильными даже после распада Советского Союза, поэтому изначально масштаб и продолжительность этого процесса импортозамещения оказались несколько недооцененными», - заключает Храмчихин.

Эту взаимозависимость очень сложно преодолеть

Достаточно вспомнить, как сложно строился процесс в той же ракетной области, где двигатели, корпуса и прочие компоненты производили предприятия на всем протяжении Советского Союза. «Разрыв этого торгово-экономического обмена России и Украины ударил по многим видам военной техники, но самые большие проблемы у нас возникли по двигателям, причем по самым разнообразным, но, прежде всего, по авиационным, хотя также не стоит забывать и про корабли, что стало причиной проблем с реализацией ряда военных заказов», - констатирует Храмчихин. Здесь можно вспомнить запорожское предприятие «Мотор Сич», которое производило силовые агрегаты для многих советских военно-транспортных самолетов и вертолетов. «Реальный ущерб от этого процесса очень сложно оценить, поскольку данная отрасль является закрытой, из-за чего крайне тяжело оценить, что планировалось изначально в сравнении с тем, что получилось в итоге. Поэтому здесь очень сложно рассуждать, хотя нужно обратить внимание на то, что на Украине мы закупали очень разные компоненты», - резюмирует Храмчихин. Например, это, как говорится, касалось и таких товаров с высокой добавленной стоимостью, как двигатели для самолетов и кораблей, так и более простых компонентов, которые Россия закупала на Украине из-за того, что это было значительно дешевле, чем производить их самих. В любом случае, Россия из-за этого производит сейчас достаточно масштабные работы, которые только укрепили наш ОПК, а украинские предприятия оставили без единственного покупателя.

Украинские военные предприятия не отправятся от разрыва Россией

Политолог Богдан Безпалько в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» заметил, что этот процесс стал страшным ударом для предприятий военно-промышленного комплекса Украины, от которого они уже вряд смогут отправиться и как-то продолжить свою работу. «Об этом очень ярко свидетельствуют и судьба украинских военных предприятий, которые были ориентированы на нужды собственных вооруженных сил – в частности, бронетанковый завод в городе Львов, который сегодня де-факто закрыт из-за отсутствия военных заказов, несмотря на свои мощности по восстановлению военной техники», - заключает Безпалько. Естественно, как замечает эксперт, для отечественного ОПК отказ Украины сотрудничать с Россией по поставке необходимых компонентов изначально был очень неприятным эпизодом, но в целом военный сектор российской военной промышленности уже преодолел эту проблему. «А вот у Украины нет способа для замены России, как рынка сбыта таких товаров, тем более, все, что в этом отношении предлагалось украинскими властями при ближайшем рассмотрении выглядит чрезвычайно сомнительно. Например, Тайланд недавно отказался от закупки украинских основных боевых танков «БМ Оплот» в пользу китайской продукции, несмотря на традиционно не лучшие отношения между Пекином и Ханоем», - констатирует Безпалько. Точно также ситуация сложилась с Ираком, который отказался от закупки украинских БТР-3 и БТР-4, разрекламированных Киевом в качестве вершины военной техники подобного класса. Причина этого заключалась в их качестве, а также в дефектной броне корпусов БТР.

Без России украинский ОПК обречен на смерть

«По другим направлениям ситуация еще хуже, поскольку на сегодня Украина не обладает, по сути, ни одним зарубежным контрактом на закупку своей военной техники, а то, что громко освещалось в украинских СМИ, является договорами о намерениях», - резюмирует Безпалько. Здесь можно вспомнить переговоры Украины и Саудовской Аравии о закупке украинских военно-транспортных самолетов, которые в действительности ни к чему не привели. «Также большой проблемой для украинцев является то обстоятельство, что США, Германия и Франция не позволят Киеву продавать военную технику сомнительным странам. Например, это Судан, который совсем недавно стал предметом скандала на Украине, когда выяснилось, что Киев решил продать этой стране свои установки ПВО», - заключает Безпалько. И это еще одна проблема украинской оборонки – дело в том, что современные установки ПВО никогда не производились на Украине, вследствие чего они продавали в рамках этой сделки не новые образцы, а старую советскую технику еще советского производства. Все это говорит о том, что украинцы могут производить военные компоненты, но не полноценное оружие. Поэтому нужно сделать вывод, что украинские военные предприятия не смогут заменить Россию в качестве рынка сбыта своей продукции и им в результате придется очень скоро закрыться.