Войти в почту

Приднестровье инициирует экстренную встречу в формате «5+2» на тему блокады

Приднестровье выступило с инициативой о проведении экстренного заседания в формате «5+2» для скорейшего нахождения решения проблемы железнодорожной блокады ПМР, введенной Украиной и Молдавией. Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе МИД ПМР, об этом сообщил глава приднестровской дипломатии Виталий Игнатьев. По его словам, дляразрешения проблем в области железнодорожного транспорта необходимо привлечениеусилий всех международных партнеров «Мноюбыло направлено официальное обращение в адрес всех участников формата «5+2» синициативой о проведении внеочередного заседания «Постоянного совещания…», посвященного исключительно проблеме железнодорожного сообщения, для того, чтобыв рамках данного международного формата найти скорейший выход из этой критическойситуации», — заявил Игнатьев. По словам главыМИД ПМР, приднестровская сторона настаивает на отказе от любых одностороннихдействий, которые ухудшают положение граждан и могут привести к серьезнымсоциально-гуманитарным последствиям. «Остроту проблеме придает тот факт, чтозадерживаются и возвращаются вагоны с топливом, следующие в адрес экономическихагентов Приднестровья. Эти грузы нам крайне необходимы — в связи с тем, чтопредстоит период уборки урожая, ситуация, по сути, затрагивает вопросыпродовольственной и топливной безопасности государства», — добавил дипломат. Состоявшееся вКишиневе очередное заседание экспертных (рабочих) групп сторон по вопросам железнодорожного транспорта также не далорезультата. Приднестровская сторона призвала участников встречи вернуться коптимальным для железнодорожных операторов и экономических агентовПриднестровья и Молдавии логистическим схемам доставки грузов, согласованным Молдавией, Украиной и Приднестровьем в марте-июне 2012 года. В свою очередь, делегация Молдавии заявила, что достигнутые ранее договоренности не былиимплементированы во внутреннее законодательство Молдавии, а, следовательно, немогут в полном объеме выполняться молдавской стороной. Также молдавскиеэксперты обусловили возобновление поставок горюче-смазочных материалов черезжелезнодорожные пункты пропуска на границе Приднестровья и Украины целым рядомпредварительных условий, среди которых получение импортерами Приднестровья всехдублирующих разрешительных документов на ввоз ГСМ в Кишиневе, пересмотрдействующих договоренностей между таможенными органами сторон о взаимодействиив совместных зонах таможенного контроля на станциях «Бендеры-2» и «Рыбница», атакже строительство дополнительных инфраструктурных объектов на данныхжелезнодорожных станциях. «Приднестровская сторона считает выдвижение таких условий неприемлемым и противоречащим духу и букве договоренностей о принципах возобновления полноценного грузового железнодорожного сообщения через территорию Приднестровья» от 30 марта 2012 года. Поскольку пролонгация существующей проблемной ситуации грозит Приднестровью серьезным топливно-энергетическим кризисом и скатыванием Приднестровья и Республики Молдова к конфронтации на железной дороге, приднестровская сторона вновь призвала посредников и наблюдателей изучить инициативу о проведении в ближайшее время в Тирасполе экстренного заседания «Постоянного совещания…» для обсуждения и скорейшего поиска решений существующей проблемы», — отметили в МИД ПМР. На обострение обстановки в сфере железнодорожного сообщения обратил внимание и Верховный совет ПМР. Парламент направил обращение в адрес президента и председателя правительства. В нем, в частности, говорится: «Верховный совет расценивает действия по искусственному ограничению грузопотоков Приднестровья как противоречащие обязательствам участников переговорного процесса, нарушающие базовые права человека и подрывающие международные усилия по урегулированию конфликта». Законодателитакже считают, что предпринимаемых приднестровским МИДом меры в этой связиносят декларативный характер и недостаточны для разрешения существующей проблемы. Необходим комплекс политических, экономических, дипломатических и иных мер, вплоть до ограничения транзита железнодорожных грузов через приднестровскуютерриторию, а также пересмотра таможенной политики в отношениях с сопредельнымигосударствами, уверены депутаты. Они выразили готовность искать пути выхода изсложившейся ситуации в рамках парламентских полномочий. Как сообщало ИА REGNUM, ранее Украина и Молдавия полностью заблокировали импорт грузов в Приднестровье посредством железной дороги. «Такие меры являются элементом ведущейся против Приднестровья экономической войны, в которой объектом атаки становится экономическая безопасность государства и благосостояние его граждан. Это —средневековые методы, которые не соответствуют канонам современного цивилизованного диалога», — заявил премьер ПМР Павел Прокудин. Поего словам, Приднестровье «будет вынуждено принимать адекватные мерывоздействия на ситуацию с целью возвращения украинских и молдавских коллег впереговорное русло». «С нами не удастся говорить языком шантажа и угроз. Я далпоручение ряду профильных ведомств в самое ближайшее время предпринять мерытаможенного характера, тарифного и нетарифного регулирования, ужесточитьтребования к безопасности локомотивов Украины и Молдовы. Изучается возможностьдополнительного повышения ставок на так называемый румынский транзит, а такжевнедрение предусмотренного законодательством Приднестровья дополнительноготаможенного контроля на пути следования транзитных грузов через территориюПриднестровья», — заявил глава приднестровского правительства. Поего словам, власти ПМР «не собираются стоять в стороне и наблюдать, что жепроизойдет». «Мы намерены реагировать незамедлительно и жестко», — заявилПрокудин. Он пообещал, что «уже в ближайшие дни наши партнеры почувствуют всюпагубность ведения таких средневековых методов общения». «Мы живем вцивилизованном мире, где возможны переговоры, мы открыты для диалога. Но когданам выкручивают руки, мы будем защищаться», — подчеркнул премьер Молдавско-украинскаяблокада Приднестровья существует с 2006 года. В 2012 году Молдавия и ПМРподписали соглашение о возобновлении железнодорожного сообщения черезтерриторию Приднестровья, которое действует до сих пор, но постоянноразмывается и нарушается Молдавией и Украиной. В2014—2015 гг. и Кишинев, и Киев в целом резко ужесточили экономическую блокадуПМР. Украина вдобавок закрыла границу с Приднестровьем для граждан РоссийскойФедерации. Ввиду отсутствия прямого авиасообщения между Россией и ПМР попасть вПриднестровье из РФ и обратно российские граждане могут теперь только черезКишинев. При этом и в Молдавии граждане РФ в настоящее время сталкиваются спрепятствиями для передвижения. В результате усиления блокады Кишиневом и Киевом в Приднестровье начался острый экономический кризис, и республика оказалась в самой сложной социально-экономической ситуации с момента завершения молдавской агрессии 1992 года.

Приднестровье инициирует экстренную встречу в формате «5+2» на тему блокады
© ИА Regnum