Войти в почту

Carnegie Moscow Center (Россия): новый нарратив. Армении и Азербайджану нужно перемирие в вопросах истории

«Занимаясь карабахским конфликтом, я понял, что тут нужен кодекс ограничений в области истории», — однажды сказал мне американский журналист Билл Келлер, которого я попросил поделиться опытом освещения армяно-азербайджанского конфликта в 1980-х. Этот совет поддержал бы любой беспристрастный наблюдатель, если бы ему довелось увидеть тягостную встречу премьер-министра Армении Никола Пашиняна и президента Азербайджана Ильхама Алиева 15 февраля на Мюнхенской конференции по безопасности. Временами Алиев и Пашинян пытались рассуждать конструктивно. Но было видно, что в одиночку им не под силу разрешить карабахский конфликт, который длится уже более 30 лет. В Мюнхене Алиев и Пашинян предстали не столько в роли политических лидеров, сколько просто излагали те мрачные версии истории, что бытуют в обеих странах. Они говорили о ранах своих народов и пересказывали теории заговоров, но, по сути, не говорили друг с другом. «Для начала стоит вернуться…» — начал Ильхам Алиев и сослался на договор 1805 года, чтобы обосновать претензии Азербайджана на Карабах. Затем он предложил предоставить карабахским армянам права меньшинства, если Карабах вернется под контроль Азербайджана, но тут же оттолкнул любых слушающих его армян, заявив, что «никакого армянского наследия на этой территории нет». Между тем именно опасения карабахских армян, что власти Азербайджанской ССР не будут относиться к их культурному наследию с достаточным почтением, стали одной из причин конфликта в 1988 году. Армянский премьер-министр, в свою очередь, заявил, что хочет говорить не о прошлом, а о настоящем. Он начал с вроде бы примирительного заявления, что итоговое мирное соглашение должно быть приемлемо для народа Азербайджана, но тут же все испортил, несколько раз отказавшись признать вину армян за расправу над азербайджанцами в 1992 году. А потом и вовсе перешел к ссылкам на армянского царя Тиграна Великого, правившего во времена Римской империи. Конец февраля непростое время в истории конфликта. Армяне и азербайджанцы вспоминают жертв массовых убийств в Сумгаите в 1988 году и в Ходжалы в 1992-м. Пока карабахский конфликт не разрешен, бессмысленно требовать от лидеров этих стран признать свою вину в этих конфликтах, как это сделал президент Сербии в 2013 году в Сребренице. Тем не менее и Алиев, и Пашинян уж точно не способствуют решению конфликта, когда постоянно воспроизводят на публике теории заговора. О чем речь? Сумгаитский погром, начавшийся 27 февраля 1988 года, был тем моментом, когда локальный спор перерос в полномасштабный армяно-азербайджанский конфликт. Неделей ранее карабахские армяне развернули кампанию по отделению от Азербайджанской ССР и присоединению к Армянской ССР. В обеих республиках шли митинги, но по большей части мирные. Однако, когда стало известно о гибели двух молодых азербайджанцев при неясных обстоятельствах, азербайджанские митингующие пришли в ярость. В большинстве городов Азербайджана власти смогли сдержать протест, но в Сумгаите толпа молодых людей ринулась в армянский квартал. 26 армян были убиты, многие стали жертвами изнасилований или получили тяжелые ранения. Весь Советский Союз был потрясен случившимся. Впоследствии за преступления, совершенные в Сумгаите, были осуждены 48 человек. Многие азербайджанцы испытывали чувство глубокого стыда, хотя некоторые радикалы превозносили «героев Сумгаита». Один из осужденных — Эдуард Григорян — носил армянскую фамилию, поэтому со временем, как это часто бывает, возникла теория заговора. В последние годы многие азербайджанцы поверили, что Григорян был вдохновителем сумгаитского погрома и приказывал азербайджанцам убивать армян. Не важно, что Григорян, родившийся в русско-армянской семье, был просто садистом, не имевшим никакого влияния, и трижды осужденным уголовником. После того как он в юности лишился отца, от армян у него осталась только фамилия. К сожалению, азербайджанский президент тоже повторял эту несуразную теорию — скорее всего, не в последний раз. Четыре года спустя, в ночь на 26 февраля 1992 года, армянские силы совершили самое страшное преступление за всю историю карабахского конфликта, расстреляв колонну азербайджанских беженцев из Ходжалы. По подсчетам азербайджанской стороны, общее количество жертв достигло 613 человек. Резня была детально описана в отчетах Human Rights Watch и правозащитного центра «Мемориал». Подтверждения есть и в армянских источниках. Например, в воспоминаниях Маркара Мелконяна, брата знаменитого командира армянских добровольческих отрядов Монте Мелконяна, или в интервью, которое я взял у бывшего армянского президента Сержа Саргсяна. Массовое убийство совершили армянские добровольцы, пытаясь переломить ход конфликта. Позднее один британский журналист, услышав, что в резне принимали участие армянские беженцы из Сумгаита, назвал ее «трагедией мести». Казалось бы, тут все ясно. Но затем появилось интервью Аяза Муталибова чешскому журналисту, которое также было напечатано в «Независимой газете». В нем бывший президент Азербайджана обвинил своих политических оппонентов в том, что это они организовали нападение на азербайджанских беженцев, чтобы его дискредитировать. Репутация у Муталибова сомнительная — его отстранили от власти во многом потому, что он не сумел эвакуировать мирных жителей из Ходжалы. Интервью было очень путаным, и впоследствии Муталибов отказался от своих слов. Но было уже поздно. Некоторые армяне, в том числе и премьер Пашинян, уцепились за его версию, чтобы снять ответственность со своих соотечественников. Провал переговоров в Мюнхене показал, насколько глубоко обе стороны увязли в карабахском конфликте. Им необходим новый, нейтральный исторический нарратив, который не был бы отягощен искажениями национальных версий случившегося. Точки соприкосновения можно найти в более давней истории. К примеру, можно было бы переиздать текст договора о дружбе, который в 1724 году, во времена персидского владычества, подписали армянские властители Карабаха и азербайджанские ханы Гянджы (он, кстати, был направлен против Османской империи!). Или вспомнить о книге азербайджанского историка Сулеймана Мамедова, изданной в 1977 году, само название которой показывает, что на протяжении столетий армяне и азербайджанцы по большей части мирно уживались в Карабахе. Или же, когда на следующем международном форуме будет проводиться подобная встреча, организаторы могут попросить лидеров обеих стран подписать перемирие по историческим вопросам, искаженные версии которых не должны отравлять текущие переговоры.

Carnegie Moscow Center (Россия): новый нарратив. Армении и Азербайджану нужно перемирие в вопросах истории
© ИноСМИ