Войти в почту

Окно в Европу: на армянском авиарынке появились лоукостеры

Еще недавно спланировать отпуск в Италию было делом не из самых простых: дорогие авиабилеты и транзитные рейсы отпугивали многих жителей Армении. Сегодня, с появлением на армянском авиарынке лоукост-компаний, билеты на официальных сайтах уже раскуплены на полгода вперед. Италия для армян с января 2020 года стала не только ближе, но и в разы дешевле. Первый бюджетный рейс по направлению Милан – Ереван осуществили в начале января. На борту находились не только представители армянской диаспоры, но и многочисленные туристы из Европы. Самолет прилетел с трехчасовой задержкой в связи с забастовками, проходившими в Италии. И если для жителей Европы путешествовать за копейки – привычное дело, то для армян такое в новинку. Поэтому совсем неудивительно, что тему авиарынка в Армении на сегодняшний день можно считать одной из наиболее обсуждаемых. Кроме Рима и Милана, теперь жители Армении смогут увидеть Берлин и Мюнхен, Вену, Вильнюс, Салоники и Афины. Некоторые из этих направлений будут летать из Гюмрийского аэропорта «Ширак». Сделано это с целью развития туризма в северных регионах страны. Нюансы перелетов Чтобы понять, насколько удобны лоукостеры для армянских туристов, нужно разобраться, что же из себя представляют эти авиаперевозчики. Low cost в буквальном смысле означает – дешевая стоимость. Билеты в этом сегменте предоставляются по низким ценам, но без включения в стоимость привычных услуг. Первые европейские лоукостеры появились в девяностые. Толчком для их развития стало создание Европейского союза и уменьшение государственного контроля воздушного пространства Европы. Таким образом, авиакомпании получили возможность летать по воздушному пространству стран Европейского союза без получения специальных разрешений. Уже сегодня на мировом рынке существует более ста авиакомпаний, работающих по принципу low cost. Весь мир давно знаком с условиями перелетов на самолетах low cost, в Армении же только с этого года начали открывать для себя их особенности. Итак, первое, о чем нужно помнить – регистрация на рейс должна происходить онлайн, иначе туристу придется доплатить около пятидесяти евро в аэропорту. Онлайн-регистрация открывается за сорок восемь часов до рейса и закрывается за два часа до полета. Обязательно также распечатать посадочный талон, который необходимо представить в аэропорту и пройти к самолету. Второе, о чем не следует забывать, это размер багажа. В стоимость билетов лоукостеров обычно бывает включена лишь небольшая дамская сумочка. Но за дополнительную плату в размере от десяти и до восемнадцати евро взять с собой можно чемодан весом в десять килограммов. Перед полетом обязательно перекусить, так как в стоимость билета еда не включена, но опять-таки – за дополнительную стоимость вас и накормят, и напоят. За выбор места сидения на воздушном судне также придется доплатить около десяти евро. На воздушных судах лоукост-компаний нет никаких разделений по классам – это позволяет сэкономить на обслуживающем штате. Также в самолетах более узкие сидения и небольшие расстояния между спинками кресел. Именно за счет этого у компаний появляется возможность одновременно брать на борт большое количество пассажиров. Для армянских путешественников такие перелеты пока, конечно, непривычны. Блогеры, да и просто пассажиры активно делятся в социальных сетях своими впечатлениями о перелетах, дают советы тем, кто только собирается в бюджетное путешествие. В стране любят путешествовать с багажом и в комфортных условиях. Поездки «налегке» в первую очередь на ура восприняла молодежь, для которой наличие багажа – не так уж и важно. Для представителей молодого поколения самое главное – дешевые авиабилеты, благодаря которым можно будет посещать новые страны, при этом не вкладывая в поездку всю свою зарплату. Цены до и после Еще год назад в январе – а это даже не сезон – долететь до Милана с пересадкой можно было примерно за пятьсот долларов. Летом – еще дороже. Сегодня купить билет на прямой рейс можно в десять раз дешевле. При первом упоминании лоукост-компаний, в армянском обществе поднялся ажиотаж: многие люди, не знакомые ранее с политикой компаний, предполагали, что цены на билеты всегда будут фиксировано низкими, но это не так. Цены на билеты у лоукост-компаний все время меняются: сегодня долететь из Еревана в Рим можно на двадцать евро, а уже завтра – за все шестьдесят. Для того, чтобы приобрести дешевые билеты, нужно соблюдать несколько правил: покупать их не менее, чем за три месяца до поездки, а также следить за официальными сайтами компаний, ведь они частенько проводят различные акции, по которым можно отхватить билет менее чем за десять евро. Безопасность В обществе принято считать, что чем дешевле стоит услуга, тем ниже ее качество. Безопасность перелетов с лоукост-компаниями идет вразрез этому мнению. Абсолютно все компании используют относительно новые суда и тщательно за ними следят. По статистике у трех самых крупных европейских лоукост-компаний Ryanair, Wizz Air и EasyJet за всю их историю не было ни одного крупного авиапроисшествия. В целом же обычные происшествия бывают в три раза реже, чем у всех самолетов мира. Долой налог на воздух Начиная с 2009 года в Армении действует налог на воздух. Он представляет из себя фиксированную ставку в двадцать долларов, которая включена в стоимость билетов всех людей, вылетающих из Армении. В этот список не входили лишь дети до двенадцати лет, транзитные пассажиры, участники, инвалиды и ветераны ВОВ, вдовы погибших в ВОВ, национальные герои Армении и герои СССР. Именно отмена этого налога стала главным шагом со стороны комитета Гражданской авиации, который привел к выходу на армянский рынок новых авиакомпаний. Теперь по новым правилам налог на воздух взимается с тех авиакомпаний, которые открывают новые направления, не обслуживающиеся в течение последнего года. Авиаперевозчики, в свою очередь, должны осуществлять регулярные рейсы на протяжении всего года: как минимум два перелета в неделю в летний сезон и один – в зимний. Такая льгота предоставляется сроком на три года и с возможностью продления на два года. Комитет Гражданской авиации прогнозирует, что благодаря этим изменениям, лишь за первый год пассажиропоток вырастет на триста тысяч человек. Ситуация в армянском небе и возрождение армянской авиации С 2013 года в Армении начала действовать политика «Открытого неба». Именно благодаря этой программе обеспечиваются конкурентные условия при предоставлении авиационных услуг. Сразу после этого в армянский рынок пришло много новых авиаперевозчиков. В том же году в результате банкротства компании «Armavia» страна осталась без национального авиаперевозчика. После этого свое желание о выходе на рынок заявила компания «Air Armenia», которая на тот момент собиралась начать пассажирские перевозки, но пока производила исключительно грузовые чартерные рейсы в страны СНГ, Европы Ближнего Востока, Азии и Африки. Уже в 2014 авиакомпания оказалась на грани банкротства и приостановила авиарейсы. На сегодняшний день в стране актуален вопрос о создании национального авиаперевозчика. По словам главы комитета Гражданской авиации Армении Татевик Ревазян, вопрос нужно ставить по-другому: каким образом можно создать конкурентоспособного национального авиаперевозчика и готова ли страна покрывать расходы авиакомпании, чьи самолеты будут летать полупустыми? Эксперты говорят, что проблема создания национального авиаперевозчика кроется в том, что в стране до сих пор нет эффективного Воздушного кодекса. Вместо него в Армении действует лишь закон «Об авиации». Этот закон не включает в себя положения, которые обеспечивали бы финансовую и правовую безопасность владельцев авиакомпаний. А ведь роль национального авиаперевозчика – велика. На сегодняшний день из-за его отсутствия Армения вынуждена обращаться к другим странам, чтобы те помогли вывезти своих граждан из Китая в связи с эпидемией коронавируса. Что дальше? Сейчас глава Гражданской авиации страны Татевик Ревазян ведет переговоры с европейскими компаниями, которые хотят выйти на армянский рынок. К концу года в стране должно появиться до десяти новых авианаправлений. Также на повестке дня стоит вопрос об организации прямого рейса из Армении в Лос-Анджелес. «Работа ведется, но мы скорее находимся на связи с Грузией, чтобы посмотреть, как мы можем решить этот вопрос вместе с ними, потому что если посмотреть на поток из Армении, его недостаточно, чтобы мы имели прямой рейс», – пояснила глава Комитета гражданской авиации Татевик Ревазян.

Окно в Европу: на армянском авиарынке появились лоукостеры
© Мир24