Войти в почту

Топ-5 крупнейших инфраструктурных проектов Грузии

В последнее время о грузинской экономике в российских СМИ мало информации. Вместе с тем определенные подвижки в области инфраструктуры имеются, ведь Грузия лежит на пути из Азии в Европу и является частью китайского проекта «Один пояс — один путь». Поэтому в стране пытаются реализовать целую серию инфраструктурных проектов. Леван Авлабрели / Sputnik Автотрасса Чумателети — Аргвета Автомагистраль «Восток — Запад» общей протяженностью около 185 км является главной артерией для междугородних автомобильных перевозок в Грузии и используется для большинства перевозок из Азербайджана и Армении в черноморские порты и Турцию, а также для междугородних перевозок в Тбилиси и из Тбилиси. Эта автомагистраль также является частью общеевропейского коридора, связывающего ЕС с Центральной Азией через Кавказ, и частью программы транспортного коридора Европа — Кавказ — Азия (ТРАСЕКА). Сейчас модернизируется участок Чумателети — Аргвета. Стоимость проекта составляет €1 млрд. Развитие и модернизация этой ключевой магистрали, начатые в 2006 году, являются одним из главных приоритетов для Грузии, поскольку она укрепит позиции страны в качестве основного канала региональной торговли и пассажирских перевозок. В целом проект, как ожидается, повысит условия безопасности этого крупного маршрута для перевозки грузов и людей между Азией и Европой, тем самым улучшив торговлю и стимулируя экономику региона. Являясь исторически частью Великого Шелкового Пути, автотрасса представляет большой интерес для Китая в его политике «Один пояс — один путь». Основные инвесторы — Европейский инвестиционный банк, Азиатский банк развития. Министерство путей сообщения Грузии планирует, что участки дороги между Чумателети — Хеви — Убиса — Шорапани — Аргвета будут завершены между ноябрем 2021-го и декабрем 2022-го, завершив шоссе «Восток — Запад». В октябре 2018 года правительство Грузии подписало соглашение с Азиатским банком развития о финансировании проекта по улучшению скоростной автомагистрали «Восток — Запад». Проект стоимостью €255 млн предназначен для строительства 12 км четырехполосной дороги между Хеви и Убисой. В связи со сложными геологическими условиями проект предусматривает строительство 35 мостов общей протяженностью 8,3 км и 20 тоннелей протяженностью 9,4 км. Порт Анаклия, вторая фаза Глубоководный морской порт Анаклия получит для второго этапа своего строительства средства Европейского союза в размере около €233 млн в качестве одного из крупнейших инфраструктурных проектов в странах Восточного партнерства. Кроме того, ЕС также выделит €100 млн на строительство новой железной дороги, которая соединит Анаклию с железнодорожной сетью Грузии. Глубоководный морской порт Анаклия будет построен в девять этапов. Общая инвестиционная стоимость проекта, как ожидается, составит €1,7 млрд ($1,94 млрд). Морское строительство началось в порту Анаклия во второй половине 2018 года. Голландский морской подрядчик Van Oord NV выполняет дноуглубительные и мелиоративные работы и переместит около 5 млн кубометров песка со дна моря. Евросоюз инвестирует в порт Анаклия, поскольку тот является перспективной точкой для торговли Китая с Европой в рамках стратегии «Один пояс — один путь». Порт Анаклия будет иметь 16-метровую глубину и будет открыт в 2020 году. Для Грузии это очень важно, поскольку 75% черноморских судов не имеют возможности причалить к восточным берегам, сухопутная торговля доступна только на грузовиках или через Россию. Анаклия восстанавливает мультимодальный доступ в Центральную Азию и Ближний Восток, вплоть до Китая и Индии. Проект Анаклии с названием «Лазика» был анонсирован еще администрацией Михаила Саакашвили. Предполагалось, что строительство будет завершено в первой половине 2015 года. Концепция предусматривала создание в Анаклии второго по величине города после Тбилиси рядом с частично признанной Абхазией. Аэропорт, туристические зоны, бизнес-центры и жилые помещения также были частью проекта. Однако при правительстве Бидзины Иванишвили проект Анаклии сначала был резко осужден, а затем стал рассматриваться как перспективное предприятие для грузинской экономики. Переименованный из «Лазика» в «Анаклия» проект немного отклонился от своей первоначальной идеи, дополняя концепцию Китая «Один пояс — один путь». Кроме того, открытие было перенесено на 2020 год вместо 2015 года, а общий объем инвестиций составил $2,5 млрд. Дополнительно для глубоководного порта Анаклия было выделено 330 гектаров земли и 225 гектаров морской территории. В то же время идея строительства нового города вокруг порта была отклонена. Объездная дорога в Батуми Проект предусматривает строительство 14 км объездной дороги вокруг Батуми. В рамках проекта в горной местности будет построена двухполосная асфальтобетонная дорога, 19 мостовых переходов, 4 развязки, 5 тоннелей и 57 водопропускных труб. Дорога пройдет по маршруту: Махинджаури, Гантиади, Капрешуми, Салибаури, Перия, Махвилаури и Хелвачаури. Продолжаются конкурсные процедуры на выполнение строительных работ. Важность проекта обусловлена тем, что существующий маршрут проходит через туристическую зону и жилой район, что создает проблему для международного транзитного транспорта, который вынужден передвигаться по узким улочкам. Соответственно, нагрузка на городские улицы будет снята. Большое количество международных перевозок используют участок Батуми — Поти. Интенсивное движение и дорожные условия создают пробки и опасные ситуации. Для решения этой проблемы уже построен первый участок объездной дороги до Кобулети, ведется строительство второго участка. Также важность маршрута обусловлена тем, что автомагистраль Е60 — Е70 является кратчайшим маршрутом, соединяющим Европу с Азербайджаном, Арменией, а также соединяет страны Центральной Азии с черноморскими портами Поти и Батуми. Помимо этого, магистраль соединяет Россию и Турцию. Расположение позволяет сделать трассу основным путем сообщения между Черным морем, Каспийским морем и Центральной Азией. Торговля, как транзитная, так и двусторонняя, с соседними странами является одной из важнейших составляющих экономики Грузии. Стоимость проекта $315,2 млн, из которых Азиатский банк инвестиций в инфраструктуру вложил $114 млн, Азиатский банк развития — $114 млн, правительство Грузии — $87,2 млн. Автотрасса Рустави — Красный мост Еще одна часть трассы «Восток — Запад». Проект предусматривает строительство 35-километрового участка дороги Рустави — Красный Мост. Для обхода труднодоступного участка, расположенного вблизи Рустави, планируется строительство тоннеля длиной около 785 метров. Участок дороги Рустави — Красный мост является частью четвертого проекта по улучшению автомагистрали «Восток — Запад». Технико-экономическое обоснование и детальное проектирование продолжаются. Стоимость проекта €115 млн. Окружная дорога Григолети — Кобулети Стоимость €100 млн. Строительство участка дороги Григолети — Кобулети протяженностью 14,4 км финансируется Европейским инвестиционным банком. Проект строительства предусматривает строительство 4-полосной асфальтобетонной дороги, 22 мостовых переходов, 4 развязок, водопропускных труб и подземных переходов. Строительство новой дороги полностью обеспечит пропускную способность дорог для увеличения транспортных потоков, безопасного проезда и регулярного транзитного движения по международной дороге высокой интенсивности. Дорога Самтредиа — Григолети будет соединена с объездной дорогой Кобулети из Григолети в двух направлениях через участки Григолети — Поти и Григолети — Кобулети. Через эту дорогу транспортный поток будет двигаться по шоссе, проходящему через Поти, а также, непосредственно в направлении Григолети — Кобулети. Автор: Роман Мамчиц

Топ-5 крупнейших инфраструктурных проектов Грузии
© Инвест-Форсайт