Войти в почту

Армения глазами нижегородца: главное — тотальное дружелюбие и потрясающая история

Впечатление от Еревана и его жителей — потрясающее — Ереван — очень чистый город, но в нем есть диссонанс. На первые два дня мы специально сняли гостиницу вдали от центра. Мы стараемся смотреть не только привычные туристические маршруты, но и знакомиться с тем, как живут люди. Так вот, в 3–4 остановках от центра Еревана видно, что и машины на улицах попроще и постройки более хаотичные, и люди одеты подешевле. Центр, конечно, отличается от окраин. Он выглядит, как европейский город: небоскребы, яркое оформление, много рекламы. Я заметил, что на многих новостройках создают исторические орнаменты, чтобы они соответствовали той эпохе, в которую строились окружающие улицы. Видно, что там много занимаются ландшафтным дизайном. Город может быть красивым, но «холодным» эмоционально. В Ереване, да и вообще в Армении, мы встречали только дружелюбное отношение. И началось оно со знакомства с нашим гидом. Он считается одним из самых профессиональных гидов в Армении, хотя ему всего 28 лет. Мы ему за время поездки задали сотни вопросов на самые разные темы — от того, какие в Армении пенсии, и до того, столько лет вот этому храму, и он давал исчерпывающие ответы. Он вел себя с нами в традициях армянского гостеприимства — важнее гостя в доме ничего нет. Однажды он, отработав весь день, сидел с нами вечером за столом. Было видно, что человек очень устал, буквально клюет носом. И я спросил водителя, который с нами ездил: «Может быть, вам пойти спать?» На что тот сказал: «Это неприлично, это оскорбление, если хозяин встанет из-за стола раньше гостя». И они действительно ушли самыми последними, хотя мы могли днем отоспаться в автобусе, а им предстояло работать с раннего утра. Это показатель их отношения к гостям. Буквально за пять дней было три случая, когда ко мне на улице подходили местные жители и предлагали свою помощь. Просто стоим с друзьями, растерянные, не знаем, куда идти. И нас спрашивали — не заблудились ли мы, нужна ли помощь. И однажды это действительно было к месту, потому что мы заблудились. И спасибо большое этим ребятам, с их помощью мы не опоздали на автобус. Никак не мог отделаться от сравнения с Грузией. Там мы несколько раз попадали в рестораны и кафе, где нам недвусмысленно давали понять, что гости из России не желательны. Хотя в большинстве своем грузины — милейшие дружелюбные люди. Если говорить о кухне, я сделал для себя вывод, что глобализация — враг гастрономического туризма. Раньше мы дома ели свои щи и борщи, и ехали в Грузию и Армению, чтобы найти лучшие в мире шашлык и долму (в Грузии), толму (в Армении), а теперь у нас в некоторых заведениях кавказской кухни, расположенных в ста метрах от дома, могут готовить ничуть не хуже. И поэтому мы приезжаем на Кавказ с завышенными ожиданиями, но оказывается, что мы уже ели эти блюда дома, и это было очень вкусно. Скажу честно, ни в коем случае не желая обидеть армянских и грузинских поваров, но самый лучший шашлык я ел не там, а в Нижегородской области. Куда обязательно стоит поехать или, Как выспаться над пропастью Конечно, потрясающая природа Армении меня восхитила. Я, как равнинный житель, очень люблю бывать в горах. Мы по приезде два дня гуляли по Еревану, потом четыре дня ездили по стране, останавливаясь в разных местах, а потом еще два дня были в Ереване. Вот наш маршрут: — Есть несколько версий, какое копье Лонгина, которым был убит Иисус Христос — подлинное. Оно есть аж в четырех вариантах — они хранятся в Риме, Варшаве, Мадриде и, собственно, в Армении. Но армяне, конечно, считают подлинным «свое» копье. Если разговаривать с местными жителями, каждый выдает свою версию любого события в истории и жизни страны от того, как, кто и где нашел и привез в Армению копье Лонгина, до основания Еревана и самой Армении. — Потом Григорий вылечил царя от тяжелого недуга и заодно обратил в христианство его и всю Армению. Армения стала первой страной, принявшей христианство в качестве государственной религии. Монастырь стал частью крупного туристического комплекса, в который также входят обитель отшельников Татевская пустынь, канатная дорога «Крылья Татева», природный мост и пещера Сатани Камурдж и много других достопримечательностей. — В Татеве мы останавливались в экоотеле, и это было экстремальное приключение. Это три дома, которые поставлены на сваях на краю обрыва. Полдома как бы висит над пропастью. Смотришь сквозь щели между досками, и оторопь берет. А еще там есть домики в виде бочек, у которых застеклены две стороны, одна из них тоже выходит на обрыв. Спать в таком «домике» — развлечение не для слабонервных. Диаметр такой бочки — с размах рук взрослого человека. Там мы поехали по маршруту, где проходил легендарный «Шелковый путь». И нам показали удивительное место, сохранившееся с той поры. Прямо у дороги в горе выдолблено помещение, в котором останавливались путники. В этом «бункере» сделаны помещения, куда заводили лошадей, и комната для ночевки людей. Это никто не охраняет, но много веков все сохраняется в порядке. Потом мы двинули на озеро Севан. Это, конечно, невероятное место, удивительной красоты. Там все завязано на рыболовстве, люди им живут, и рыба тут вкуснейшая. — К слову, у нас опять был необычный отель — маленькие домики, которые стоят на берегу Севана. От крыльца до воды чуть больше двух метров. — Интересно, что во всех без исключения храмах Армении ведутся службы. Если хоть какая-то крыша есть — идут богослужения, хоть и нечасто. Наш гид рассказывал, что 98% населения страны это армяне и 95% всего населения верующие люди. И мы сами видели, что в храмы на службы в те места, где мы были, приезжают целыми семьями. О чем не стоит говорить с армянами Таких болезненных тем две. Первая — гора Арарат. Армяне считают ее своей святыней и главным символом. Она изображена на гербе Армении, начиная с Первой Армянской республики. Однако по условиям Московского договора 1921 года, Сурмалинский уезд Эриванской губернии, на территории которого находился Большой Арарат, перешел к Турции. Армяне этот договор всегда отказывались принять. Вторая болезненная тема — геноцид армянского народа, организованный Османской империей в 1915 году (по мнению некоторых источников, продлившийся до 1923 года). Наиболее часто звучат данные о том, что в период с 1915 по 1918 годы в Османской империи были уничтожены от 1 до 1,5 миллиона армян. Те, кто смог уцелеть в бойне, в массовом порядке покидали родные земли. Сколько времени надо, чтобы надышаться Арменией — Мне хватило пяти дней, чтобы проникнуться духом этой страны, надышаться ей и чтобы появилось желание туда вернуться снова. И очень хочу через год отвезти туда своих друзей и близких.

Армения глазами нижегородца: главное — тотальное дружелюбие и потрясающая история
© nn.ru