Войти в почту

Игры в демократию: как "улей" прозападных НКО раскачивает "армянскую лодку"

Владимир Лепехин, директор Института ЕАЭС — специально для Sputnik Армения Государства постсоветского пространства делятся на три группы. Первая группа — страны, попавшие под влияние Запада и так или иначе управляемые им (страны Прибалтики, Украина, Молдова и Грузия). Вторая группа — государства, власти которых проводят, иногда жестко, пронациональную политику, без оглядки на Запад (это все страны Центральной Азии, Россия, Белоруссия и Азербайджан). Третья "группа" — это Армения. Армения здесь стоит особняком. И вообще она полна политических парадоксов (как, впрочем, и Россия). Парадокс первый состоит в том, что Армения проводит сегодня многовекторную внешнюю политику, сохраняет предельную открытость по отношению к Западу, испытывает серьезное влияние со стороны армянских диаспор в странах Европы и США, получает немеряное количество грантов от зарубежных фондов, проводящих откровенно антироссийскую политику и склоняющих к этому же и армян. Однако все эти меры практически никак не влияют на армяно-российские отношения. Подавляющее большинство граждан Армении не принимают чужую веру и остаются верными своему собственному национальному выбору. Выбор же армян такой: несмотря ни на что (в том числе — на возникающие время от времени проблемы во взаимодействии с Москвой), Армения остается надежным союзником России. Вторым парадоксом Республики я бы назвал тот факт, что в ситуации достаточно жесткой внутриполитической борьбы, а также постоянного предвоенного состояния (переходящего в реальные столкновения с соседней страной), то есть в ситуации, когда по логике вещей в Республике должна укрепляться президентская власть, Армения по факту — единственное постсоветское государство, осуществляющее переход к парламентской республике. (В Кыргызстане или в Казахстане эту перспективу сегодня лишь обсуждают, а вот в Армении уже создана для парламентской республики соответствующая правовая база). Как в принципе могут сочетаться многочисленные внешние и внутренние вызовы по отношению к Армении с реальной демократией в этой стране — свободой прессы, либеральным отношением к проискам оппозиции и откровенным попустительством к деятельности прозападных НКО? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно хорошо знать историю Армении и ментальность армян. Впрочем, для объяснения названных мной парадоксов достаточно, как я полагаю, напомнить читателю события последних двух лет. Несколько лет назад руководство Армении начало движение в сторону парламентской модели государственного устройства. Многие тогда предупреждали Сержа Саргсяна и его сторонников, что передача власти в стране парламенту, в котором нет идеологического единства, это ошибка, и отсутствие сильной единоличной власти расколет страну и, в конечном счете, погубит ее. Но нет, движение к парламентской модели политического устройства стало не игрушкой, но системой продуманных мер, подобных ходам шахматной партии. В 2015 году депутаты внесли ряд новаций в конституционные законы, позволившие расширить политические права граждан: право на референдум, на законодательную инициативу и проч. Далее было демократизировано избирательное законодательство, в результате чего оппозиция получила возможность расширить свое представительство в Национальном собрании Республики. Но вот еще один парадокс: несмотря на развитие в Армении политической демократии, в этой стране резко активизировались различные прозападные НКО. Казалось бы: если страна демократизируется, зачем подталкивать её к еще большей демократизации? Увы, замечено, что как только какая-то страна начинает переход от самобытной системы правления к прозападной, в ней, вопреки всякой логике, вдруг появляются различные прозападные структуры, которые стремятся то ли примазаться к либеральным реформам, то ли воспользоваться открывшимися возможностями для освоения отпускаемых на демократизацию финансовых средств. Так случилось и в Армении. К 2016 году в этой стране было зарегистрировано уже 5,5 тысяч НКО. Похоже, это мировой рекорд по плотности НКО на 1 кв. метр. Понятно, что многие из этих НКО созданы различными западными организациями, существуют только на бумаге и состоят из 1-2 человек. Но деньги вот в эти, прозападные НКО полились рекой, и если кто-то и где-то раздает денежные купюры, их обязательно кто-нибудь да возьмет. Так, согласно информации, опубликованной в армянских и зарубежных СМИ (и до сих пор не оспоренной ни одним армянским НКО) по инициативе лидеров Международной общественной организации гуманитарного развития Арманом Гукасян и Цовинар Костанян, такие организации, как НПО "журналистов-расследователей", Клуб "журналистов "Апарез", Вонадзорский офис Хельсинкской гражданской Ассамблеи и многие другие получили от зарубежных спонсоров сотни тысяч долларов. Но вот в июле 2016 года в Армении произошло событие, которое стало моментом истины для этой страны. Я имею в виду попытку мятежа в Ереване, организованную вооруженной группой "Сасна црер". Опускаю подробности самого мятежа (они хорошо известны), скажу только, что захват здания полиции и последующие события четко показали, кто есть кто в Армении. В частности, стало совершенно понятно, зачем накануне в стране было создано огромное количество прозападных НКО: в первый же день после оглашения мятежниками своих требований, большинство созданных на зарубежные средства неправительственных организаций как по команде встали на их защиту. И практически все они подхватили антивластные и антироссийские лозунги и попытались вывести народ на улицы. В социальных сетях мгновенно было создано более 200 антиправительственных аккаунтов, которыми, как выяснилось позже, управляли два десятка опытных менеджеров. Так вот, обнажение всей этой подпольной сети прозападных и антироссийских троллей, протурецких активистов, глобалистов и прочих псевдопатриотов Армении привело к саморазоблачению и политической оппозиции, и системы НКО. Надо сказать, что разоблачение сети прозападной журналистской и иной агентуры не уменьшило активностей различных зарубежных фондов. Напротив, в 2017 году эти активности только возросли. Однако большинство жителей Армении уже знают истинную цену "гражданских" активистов, работающих не за идею — как это делают истинные патриоты Армении и сторонники евразийской интеграции, а за деньги. В апреле 2017 года в Армении состоялись выборы в Народное собрание РА, которые показали, что страна уверенно движется в сторону парламентской республики, и большинство избирателей поддерживает такой вариант движения к демократии, который отвечает национальным интересам армян и в полной мере учитывает культурные традиции и экономические особенности Армении. Выборы показали также, что армян не удается купить деньгами или посулами. Сами армяне шутят, что они не были бы армянами, если бы отказывались от европейских и американских грантов. Добавлю к этому, что они точно не были бы армянами, если бы, взяв грант, считали бы, что должны его отрабатывать. Пару недель назад посол США в Армении Миллз заявил, что что "Армения может принимать суверенные решения в вопросе выбора пути, экономической и политической модели", видимо, намекая на то, что США милостиво разрешают Армении быть суверенными. И это выглядит, по меньшей мере, глупо. С моей точки зрения, армяне не нуждаются в чьем-либо разрешении и уж тем более указании — как жить и что делать. Скорее, это армяне разрешают Миллзу и другим представителям Запада (пока разрешают) гостить на армянской земле и тратить здесь свои деньги. Как это делают туристы, а не благодетели.

Игры в демократию: как "улей" прозападных НКО раскачивает "армянскую лодку"
© Sputnik Армения