Дадим газу. Правительству нужно снять все ограничения на экспорт СПГ

На днях Госдума отвергла законопроект о либерализации экспорта сжиженного природного газа (СПГ). Сейчас правом на экспорт обладают компании, в лицензиях на месторождения которых по состоянию на 1 января 2013 года содержались обязательства по постройке СПГ-завода или отправке добываемого газа на сжижение. Документ, внесенный еще четыре года назад, сдвигал эту дату на 1 июля 2014 года – это позволило бы экспортировать газ не только «Газпрому», «Новатэку» и «Роснефти», но и группе «Аллтек», которая с 2009 года планировала реализовать проект «Печора СПГ» на базе Кумжинского и Коровинского месторождений Ненецкого автономного округа. Однако профильный комитет парламента в своем отзыве указал, что трубопроводные поставки газа выгоднее для бюджета, чем экспорт СПГ, для которого установлены нулевые пошлины. В этой связи депутаты отклонили законопроект без какого-либо обсуждения, в раках расчистки законодательных завалов от предыдущих созывов. «Газпром» не спешит развивать рынок СПГ. В 2016 году компания купила лицензии на Лаявожское и Вайнейвисское месторождения, за счет которых мощность «Печоры СПГ» могла вырасти с 4 млн до 8 млн т сжиженного газа, при том что у монополии нет трубопроводной инфраструктуры для вывода их ресурсов на рынок. Другим примером является спор «Газпрома» и «Роснефти» вокруг доступа к трубопроводной инфраструктуре Sakhalin Energy, за счет которой «Роснефть» хотела удешевить доставку сырья с месторождений проекта «Сахалин-1» для планируемого с ExxonMobil завода на юге Сахалина (проект «Дальневосточный СПГ»): добиться этого можно с помощью строительства второй нитки действующего газопровода «Сахалина-2», однако сперва на это нужно получить согласие «Газпрома» — к обсуждению такого решения монополия не приступала всерьез. При этом сам «Газпром» не смог довести до конца ни один из СПГ-проектов, анонсированных за последние почти 10 лет. Строительство третьей очереди СПГ-завода «Сахалина-2» осложнено проблемами с ресурсной базой, роль которой должно было выполнять Южно-Киринское месторождение шельфа Охотского моря – осваивать его невозможно без комплексов для глубоководной добычи, поставки которых попали под санкции в августе в 2015 года. Санкции затронули и Газпромбанк, который должен был привлекать финансирование для проекта «Балтийский СПГ», заявленного «Газпромом» в 2013 году, но пока остающегося лишь на бумаге. Не был реализован и «Штокмановский СПГ», правда, не из-за санкций, а из-за падения сырьевых цен и сланцевой революции, вследствие чего дорогостоящий арктический проект не только стал нерентабельным, но и потерял рынок сбыта. Еще один проект, «Владивосток СПГ», в 2015 году был заморожен: в прошлом году «Газпром» его реанимировал, снизив проектную мощность с 10 млн до 1,6 млн т, однако сроки его реализации остаются неопределенными. В этих условиях правительству целесообразно полностью либерализовать экспорт СПГ, чтобы доступ к нему получили любые компании, способные реализовывать проекты без господдержки. Речь идет не только о крупно-, но и о малотоннажных проектах, ориентированных на производство СПГ для судоходных компаний, работающих в Северном и Балтийском море, где с 2015 года запрещено использование мазута в качестве топлива. К числу последних относится, в частности, завод компании «СПГ-Горская», которая для поставок за рубеж планирует прибегнуть к посредничеству «Газпрома» и «Роснефти». Возможность получения экспортной выручки повысит привлекательность и тех СПГ-проектов, что предназначены для газификации российских регионов, отдаленных от магистральных газопроводов – сейчас такие проекты в силу низкой рентабельности ведет лишь «Газпром газэнергосеть». Снятие ограничений на экспорт позволит России увеличить долю на мировом рынке СПГ, даже несмотря на его прогнозируемое затоваривание: так, по оценке Международного энергетического агентства, к 2022 году мощности по сжижению газа более чем на треть превысят потребление (650 млрд куб. м против 460 млрд). На практике этот прогноз может не оправдаться, поскольку на мировом рынке появляются новые покупатели, из-за чего спрос растет быстрее ожиданий. К примеру, Бразилия, Мексика и Аргентина в 2016 году начали закупать СПГ у США. В свою очередь, Китай в 2017 году увеличил импорт СПГ более чем на 50% (до 38 млн т, согласно данным Thomson Reuters Eikon), став вторым после Японии крупнейшим потребителем сжиженного газа в мире. На этом фоне не выглядят большим преувеличением слова исполнительного директора Shell Бена ван Бердена, в начале февраля заявившего, что переизбытка СПГ нет (цитата по сайту Royal Dutch Shell). Однако заставит ли это правительство разрешить экспорт компаниям, не входящим в большую нефтегазовую тройку («Газпром», «Новатэк», «Роснефть»), вопрос открытый.