Чем отметились «Саратовские авиалинии» в судах

Самолет Ан-148 «Саратовских авиалиний», разбившийся в воскресенье в Подмосковье, обслуживался с нарушениями. Как выяснил RT, перед Новым годом Ространснадзор оштрафовал авиакомпанию за плохое техобслуживание самолета. Сам же перевозчик часто судилась из-за различных нарушений. Так, работников компании и пилотов лишали лицензий, судили за хранение наркотиков, бесплатный провоз пассажиров и мошенничество. Разбившийся в воскресенье самолет Ан-148 принадлежал «Саратовским авиалиниям» — компании с небезупречной репутацией. Как выяснил RT, всего три месяца назад, в ноябре минувшего года, проверка Ространснадзора выявила нарушения воздушного законодательства со стороны перевозчика.

Чем отметились «Саратовские авиалинии» в судах
© Reuters

Так, 17 ноября минувшего года Ространснадзор в ходе инспекции выявил, что Ан-148 технически обслуживается с недочётами. В чем именно они заключались — неизвестно: в Ространснадзоре и «Саратовских авиалиниях» от комментариев отказались.

Известно лишь, что на устранение нарушений авиакомпании дали месяц. В итоге в середине декабря нарушения, как говорится в отчете ведомства, были устранены.

Однако сам факт выявления нарушений говорит о том, что техническое состояние самолета могло не находиться под контролем авиакомпании. Каждый самолет должен проходить целую серию проверок: от ежедневных технических осмотров (которые проводятся непосредственно перед вылетом) до еженедельных чекапов, которые занимают несколько часов. Существуют четыре типа основных проверок: A-check (раз в месяц или каждые 500 часов налета), B-check (каждые три месяца), C-check (каждые 15 — 24 месяцев или 7 500 часов налёта), а также D-check (примерно раз в 12 лет, когда в течение 30-40 дней проверяется весь самолёт, все его узлы и детали).

Как следует из практики Межгосударственного авиационного комитета, который расследует авиакатастрофы, надлежащее техническое обслуживание самолетов лежит в основе безопасности перелетов.

Гендиректор проводил безбилетников

В декабре 2015 года на скамье подсудимых в Кировском районном суде оказался не кто иной как бывший гендиректор «Саратовских авиалиний» Игорь Третьяков. Против него возбудили уголовное дело — после того, как он организовал незаконный перелет своих родственников.

Речь идет о рейсе между Саратовым и турецкой Антальей, который летел по договору авиакомпании с туроператором Coral Travel. В суде была представлена аудиозапись, на которой Игорь Третьяков договаривается о том, что на переполненный борт «зайцами» возьмут двух его детей.

Более того, дочь Третьякова летела в кабине пилотов, что строго запрещено правилами.

Это стало основанием для возбуждения уголовного дела по статье 238 УК «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности».

В результате суд учел раскаяние Третьякова и наличие у него несовершеннолетнего ребенка, приговорив тогда еще действующего гендиректора авиакомпании к штрафу в 140 тысяч рублей.

При кажущейся несерьезности нарушения Третьякова подобная халатность в оформлении пассажиров является серьезным преступлением. Так, например, смертницы, взорвавшие с разницей в минуту два самолета российских авиалиний в 2004 году, также попали на борт за небольшую взятку сотруднику авиакомпании. Тот позже был приговорен к 1,5 годам тюрьмы.

Техника без техосмотра

В ноябре 2015 года Государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Саратовской области вместе с местной прокуратурой выяснили, что «Саратовские авиалинии» используют целый автопарк техники без техосмотров и регистрации.

Всего в документах проверки значатся свыше 30 единиц техники, среди которых трактора, бульдозеры, автоцистерны, погрузчики, снегоуборочные машины, прицепы, разбрасыватели и автолифты.

Большая часть машин не проходила техосмотра, а остальные не были зарегистрированы.

Более того, как следует из материалов суда, авиакомпания за короткий срок повторно попалась на этом нарушении, что судья счел отягчающим обстоятельством.

В результате «Саратовские авиалинии» обязали выплатить штраф в размере 100 тысяч рублей.

Запрещённые вещества

Летом 2015 года и осенью 2016 года два сотрудника «Саратовских авиалиний» попали на скамью подсудимых по «наркотической» статье 228 УК.

Первый из работников работал машинистом подъемно-передвижных подмостей цеха бортового питания авиакомпании. Его обвинили в том, что он вместе с другом продавал марихуану — пакетик массой 6,9 грамма — за 1000 рублей.

В результате неудачливого продавца приговорили к 7 месяцам тюрьмы.

Второму сотруднику «Саратовских авиалиний», который работал в авиакомпании пожарным, повезло больше. Он не пытался продавать марихуану, а нарвал дикорастущей конопли и засушил для личного употребления. Позже 7 грамм вещества обнаружили при нём полицейские.

Молодой человек был приговорен к штрафу в 15 тысяч рублей.

Оба сотрудника были уволены из «Саратовских авиалиний».

Самые «бдительные» инспекторы

В 2016 году Ространснадзор решил проверить уровень безопасности в аэропорту Саратова и попытались пронести на борт самолета тест-предмет: коробку черного цвета с надписью «БОМБА». В результате ведущий инспектор группы досмотра службы авиационной безопасности «Саратовских авиалиний» без нареканий пропустила проверяющих вместе с предметом через досмотр.

Женщина-инспектор позже попыталась оспорить решение комиссии и суда, которые признали ее виновной.

Она заявила, что тест-предмет по сути не являлся бомбой: в нём не было заряда взрывчатого вещества и средства инициирования, поэтому инспектор технически не могла определить, что несет с собой «пассажир». Однако решение суда осталось в силе.

Командир-вор

Героем нелепой криминальной сводки становился также командир одного их экипажей «Саратовских авиалиний». В апреле 2017 года он пришел в отделение Сбербанка и увидел, что женщина в очереди в банкомат по рассеянности забыла вытащить из лотка для выдачи денег свои 6 500 рублей.

Вместо того, чтобы вернуть ей деньги, командир забрал их себе, после чего потратил на свои нужды.

Однако вора выследили по камерам и задержали. Он раскаялся, возместил ущерб потерпевшей, и суд решил прекратить уголовное дело, заставив пилота заплатить штраф в 8 тысяч рублей. В суде также стало известно, какова зарплата командира воздушного судна — она составляла 100 тысяч рублей.

Хулиганство и рукоприкладство

Несколько работников «Саратовских авиалиний» фигурировали в уголовных делах о нанесении побоев. Так, летом 2017 года перед судом по ст. 116 УК «Побои» предстали бортпроводник авиакомпании Андрей Борисенко и его друг Дмитрий Башмаков. Их обвинили в избиении мужчины. К счастью, побои остались без последствий, а сам потерпевший простил обидчиков. Поэтому бортпроводник отделался штрафом в 10 тысяч рублей, но «заработал» судимость.

Еще курьезней история с участием менеджера по логистике и закупкам «Саратовских авиалиний» Григория Савинова и его подруги, работницы Комитета по культуре Саратовской области Елены Леонтьевой. Они подрались с соседом по даче из-за того, что тот положил фундамент близко к забору Савинова. В частности, в материалах дела есть следующее описание инцидента: «...Савинов пошел на него с лопатой. В это время на участок зашла Леонтьева, которая свалила его (потерпевшего. — RT), кричала «снимай штаны». После чего они голым задом протащили его по земле».

Однако последствий у избиения не было, стороны примирились, поэтому головное дело было закрыто.

Кража топлива из аэропорта

Весной 2012 года суд приговорил к штрафу в 6 тысяч рублей водителя службы спецтранспорта и аэродромных механизмов «Саратовских авиалиний» за кражу. Как сказано в материалах дела, каждый день после работы водитель с помощью резинового шланга сливал дизельное топливо из баков спецтранспорта и уносил домой, чтобы заправлять свое личное авто.

Всего водитель вынес порядка 250 литров дизтоплива на общую сумму 6107,22 рублей. Из «Саратовских авиалиний», которым был приченен ущерб, работник после этого был уволен.

19-е место в рейтинге

По данным Контур. Фокус, 55% АО «Саратовские авиалинии» принадлежит ООО «Союз Инвест», единственным владельцем которого является бизнесмен Аркадий Евстафьев. Также Евстафьев занимает должность генерального директора в ЗАО «Инвестиционный холдинг «Энергетический союз», которому принадлежит еще 26,63% акций авиакомпании.

Согласно последней опубликованной финансовой отчетности, выручка АО «Саратовские авиалинии» в 2016 году составила 3,8 млрд рублей, а чистая прибыль – 159 млн рублей.

За последние 12 месяцев авиакомпания заключила 27 контрактов с государственными органами на общую сумму 251 млн. рублей. По данным «Росавиации» на январь 2018 года, в парке авиакомпании находилось два самолета Embraer ERJ190, шесть Як-42 и пять Ан-148. По итогам 2017 года авиакомпания заняла 19-е место среди всех российских перевозчиков по числу перевезенных пассажиров (796,4 тыс. человек).

Напомним, самолет «Саратовских авиалиний», летевший из московского аэропорта Домодедово в Орск, разбился днем 11 февраля в Подмосковье. По данным Росавиации, связь с экипажем Ан-148 пропала спустя несколько минут после взлета из аэропорта. На борту находились 65 пассажиров и шесть членов экипажа. Все они погибли.