Северная верфь проявила самостоятельность

Завод закупит краны для нового эллинга без участия ОСК ОСК вполовину снизит расходы на приобретение подъемных кранов для нового эллинга Северной верфи. Для этого из схемы поставки исключат лизинговую компанию — закупка будет проводиться заводом напрямую, что позволит сэкономить более 2 млрд рублей. При этом до сих пор остаются нерешенными как вопрос финансирования самого строительства эллинга, так и вопрос его загрузки по окончании работ. Новые мощности будут использоваться исключительно для строительства военных кораблей и не составят конкуренции дальневосточному мегапроекту "Роснефти" — заводу "Звезда", претендующему на все крупнотоннажные гражданские заказы. При этом возможностей федерального бюджета для заказа крупных боевых кораблей может не хватить. Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) поменяла схему закупки кранов для нового эллинга, строительство которого в ближайшее время планируется начать на петербургском заводе "Северная верфь", входящем в корпорацию. Восемь кранов (четыре из которых смогут поднимать грузы до 20 тонн, а еще четыре -- до 350 тонн) будут закуплены самим заводом без участия лизинговой компании. Ранее предполагалось, что закупку проведет ОСК, которая возьмет технику в финансовую аренду у лизингодателя, которого и определит по итогам тендера (см. "Ъ" от 09.08.2017). Как пояснили в корпорации, решение поможет сэкономить более 2 млрд рублей, или более половины суммы сделки: закупка кранов с применением механизма лизинга оценивалась в 4,1 млрд рублей, прямое приобретение обойдется не более чем в 1,76 млрд рублей. Впрочем, платежи по сделке не удастся растянуть на длительный период (выплаты по лизингу предполагались в течение 11 лет): заводу придется либо выплачивать сумму по факту поставки и монтажа техники из своих средств, либо использовать банковские кредиты. Первый вариант выглядит маловероятным: по итогам прошлого года предприятие понесло рекордный за последние годы убыток в сумме 1,8 млрд рублей, авансы, выделяемые по оборонным заказам, законодательство запрещает тратить на модернизацию, а первые гражданские рыболовные заказы завод получил только месяц назад (см. "Ъ" от 25.10.2017). Прибыль по судам ярусного лова при самом благоприятном стечении обстоятельств завод получит не ранее 2019 года, а монтаж кранов должен быть завершен к концу следующего года. Отношения с финансовыми структурами у верфи в последнее время также складываются не лучшим образом: корпорации за последние полтора года переговоров не удалось убедить банки в рентабельности проекта модернизации верфи, кредитные деньги на проект в распоряжение завода так и не поступили. Возможно, ход переговоров удастся переломить после начала строительства рыболовных судов и улучшения финансового положения завода. Между тем, вопрос с финансированием строительства самого эллинга пока также не решен. Ранее в ОСК утверждали, что часть первого этапа реконструкции, оцениваемого в 6 млрд рублей, может с позволения Минпромторга профинансировать федеральный бюджет. Для этого федеральное министерство должно принять соответствующее решение. Но ни в ОСК, ни в федеральном министерстве не раскрывают, когда оно будет принято и на какую сумму сможет рассчитывать петербургский завод. Как говорят в Минпромторге, информация носит закрытый характер. "Мероприятия реализуются в рамках госпрограммы "Развитие оборонно-промышленного комплекса"",-- добавляют в ведомстве. Данные о финансировании этой государственной программы есть в открытом доступе. Постановление правительства РФ N 425-8 "Об утверждении государственной программы РФ "Развитие оборонно-промышленного комплекса"" прописывает объемы финансирования программы с 2016 по 2020 годы. На следующий 2018 год на программу в бюджете предусмотрено 6,9 млрд рублей. Что сопоставимо с суммой строительства эллинга -- 6,05 млрд рублей. Стройка займет чуть больше года, и если бюджетные деньги и будут выделены, вариант, при котором Минпромторг покроет все расходы на модернизацию, маловероятен. При этом вопрос о том, что именно строить на новых мощностях по окончании реконструкции, остается открытым. Ранее в ОСК заявляли, что реконструкция позволит Северной верфи выполнять заказы на строительство крупнотоннажных гражданских судов. Однако в Минпромторге утверждают, что реконструкция производится в интересах Минобороны. Именно по этой причине, утверждают в федеральном ведомстве, новый производственный корпус Северной верфи нельзя считать прямым конкурентом приморской "Звезды" -- современного завода, строящегося консорциумом "Роснефти" и "Газпромбанка". "Стройки в Санкт-Петербурге и в Большом Камне носят разный характер. Первая реализуется в интересах Военно-Морского флота, вторая -- в интересах гражданского судостроения",-- сказали в Минпромторге. Но крупных военных проектов на сегодня всего два. Первым является перспективный авианосец проекта 23000 "Шторм", против строительства которого на Северной верфи выступают несколько факторов. К примеру, глубина внутреннего бассейна завода (так называемого ковша) составляет 7,8 м, тогда как осадка авианосца достигает 11 м. Единственным кораблем, который может быть построен на новых мощностях завода и под который изначально и затевалась модернизация, является эсминец "Лидер" проекта 23560. Заказать его в Минобороны планировали до 2020 года, но в госпрограмму вооружений он не попал (см. "Ъ" от 26.04.2017), и теперь закладка состоится до 2025 года. Впрочем, не исключено, что в условиях падающих возможностей бюджета заказ на современный боевой корабль первого класса будет вновь перенесен. Герман Костринский

Северная верфь проявила самостоятельность
© Коммерсантъ в Санкт-Петербурге