Войти в почту

Введение механизма распределения квот на добычу краба «под киль», что Росрыболовство обещает сделать до конца года, стимулирует рыболовные компании активизировать переговоры о строительстве новых судов. Владивостокская «Дальрыба» до конца года закажет проектирование двух судов-краболовов, их строительство должно начаться уже в середине 2018 года. По оценке источников “Ъ”, суда обойдутся примерно в 3 млрд руб., а основная борьба за заказ развернется между Окской судоверфью и дальневосточными заводами.

В России растут заказы на новые суда
© Коммерсантъ

Вчера в рамках Международного рыбопромышленного форума в Петербурге ПАО «Дальрыба» (Владивосток) подписало соглашение с проектным бюро «Нордик Инжиниринг» о создании проекта краболовного судна. Предполагается, что твердый контракт стороны подпишут в ноябре, после чего начнется разработка техпроекта, на что, по словам гендиректора бюро Виталия Гвоздева, уйдет четыре-пять месяцев. Как рассказал “Ъ” технический директор «Дальрыбы» Владимир Будько, по проекту «Нордик Инжиниринга» компания планирует строить два судна-краболова под инвестиционные квоты («квоты под киль»). Закладка первого судна запланирована на середину 2018 года.

У «Дальрыбы» сейчас пять судов, построенных в прошлом веке, из них — два краболова, судно для лова креветки, траулер и большой морозильный траулер. По данным СПАРК, основной акционер ПАО — его гендиректор Вячеслав Москальцов (42,54% акций), еще 36,32% — у Юрия Москальцова. Выручка компании по РСБУ за 2016 год — 1,6 млрд руб., чистая прибыль — 358,9 млн руб.

В «Дальрыбе» не раскрывают место строительства судов, так как не сделали окончательный выбор верфи. По словам Виталия Гвоздева, «Дальрыба» выбирает из четырех верфей в разных концах страны. По данным “Ъ”, одним из них является Окская судоверфь в Нижнем Новгороде (принадлежит UCL Holding Владимира Лисина). Исполнителями контракта также могут быть дальневосточные верфи, рассказали источники “Ъ” на рынке, они выигрывают с точки зрения географии и логистики: там судовладельцу легче контролировать ход строительства, к тому же судно легко можно будет доставить во Владивосток. Окская судоверфь, по мнению собеседников “Ъ”, хорошо оснащена, но не имеет прямого выхода к морю: после постройки краболовы нужно будет «выводить на большую воду» по рекам европейской части России, что может требовать дополнительной оплаты от заказчика.

Длина краболовных судов составит 60 м, они будут оснащены оборудованием для разделки и переработки краба, морозильной техникой. По оценкам собеседников “Ъ”, такое судно должно стоить не более 1,5 млрд руб., но итоговая цена будет зависеть от насыщения судна и исхода переговоров с верфью. По словам источников “Ъ”, знакомых с проектом «Дальрыбы», компания планирует привлечь кредитные средства и ведет переговоры сразу с несколькими банками. По условиям кредитования судовладельцу для получения займа необходимо оплатить 20% от стоимости судов (около 300 млн руб. за судно), оставшиеся 80% профинансирует банк.

«Квоты под киль» вводятся с этого года, они оговаривают выделение части квот на вылов рыбы и морских биоресурсов при условии заказа новых судов на верфях РФ или под обязательство строить береговые перерабатывающие мощности. Механизм «квот под киль» для крабов сегодня на финальной стадии проработки, как рассказал вчера глава Росрыболовства Илья Шестаков, в течение месяца документы, регламентирующие порядок выделения квот, будут направлены на согласование в федеральные ведомства. По предварительным данным, количество попадающих под квоты новых краболовов для Дальневосточного бассейна может быть ограничено 30 судами, для Северного бассейна — 6–10 судами. Пока заказы на строительство краболовов разместили СЗРК Дмитрия Озерского, которая построит шесть судов на Выборгском судостроительном заводе Объединенной судостроительной корпорации, и владивостокское ООО «Антей», заказавшее один краболов на «Пелле» Герберта Цатурова (см. также “Ъ” от 7 сентября).