Bekaert расширяет липецкий завод по производству металлокорда за 1 млрд рублей Бельгийская Bekaert на фоне роста российского рынка автомобильных шин намерена вложить 1 млрд руб. в расширение производства металлокорда на своем заводе в особой экономической зоне (ОЭЗ) «Липецк». Инвестиции должны привести к увеличению выпуска продукции в полтора раза, до 35 тыс. т в год. По оценкам экспертов, проект Bekaert может окупиться в течение трех лет. Вчера на заводе в ОЭЗ «Липецк» старший вице-президент подразделения армирования резины в регионе Европа, Ближний Восток и Африка Bekaert Иван Липпенс официально заявил о намерении увеличить мощности. На территории липецкого предприятия предполагается установить вторую линию гальванизации, которая должна увеличить производство металлокорда в полтора раза — до 35 тыс. т в год, а полуфабриката для него — вдвое, до 40 тыс. т в год. Объем инвестиций «в краткосрочном периоде» (в установку линии и небольшое расширение площади завода), по словам господина Липпенса, должен составить 1 млрд руб. Необходимость расширения топ-менеджер объяснил динамикой отечественного рынка автомобильных шин. «Мы изучаем рынок на несколько лет вперед. В России его объем пока не сравнится с ключевыми странами, но динамика очень хорошая. Наши клиенты, в том числе и расположенные вблизи этого предприятия (речь идет, очевидно, о заводе Yokohama в ОЭЗ «Липецк». — „Ъ“), продолжают инвестировать в производство шин», — пояснил господин Липпенс. Bekaert была основана в 1880 году. В компании работает больше 30 тыс. человек в 120 странах. Ежегодный оборот составляет €4,4 млрд. Завод в ОЭЗ «Липецк» — единственный для Bekaert в России. Первая очередь предприятия была запущена в 2009 году, вторая — в 2011-м. Совокупный объем инвестиций в две очереди — 2,04 млрд руб. По данным «СПАРК-Интерфакс», уставный капитал ООО «Бекарт Липецк» составляет 2,59 млрд руб. Учредитель (100%) — бельгийская Bekaert Combustion Technology B.V. За 2016 год выручка ООО составила 2,06 млрд руб. (1,4 млрд руб. в 2015-м), чистая прибыль — 97,6 млн руб. (убыток в 183,8 млн руб. годом ранее). По словам гендиректора ОЭЗ «Липецк» Ивана Кошелева, клиентами завода являются практически все крупные производители шин, имеющие производство в России, в том числе Yokohama и Nokian. Bekaert сейчас является крупнейшим мировым производителем металлокорда. В СНГ по объемам производства лидирует Белорусский металлургический завод, который в 2016 году выпустил 90,2 тыс. т корда. Российский рынок шин за последнее десятилетие вырос, но испытывал значительные колебания, связанные с нестабильностью продаж легковых автомобилей, подчеркивают эксперты. «В 2008 году было реализовано свыше 50 млн шин, но в 2009 году из-за падения продаж автомобилей на 49% было продано лишь 33 млн шин, — констатирует аналитик «Алор брокера» Кирилл Яковенко. — Последовавшее восстановление экономики и спроса привело к пику продаж в 2013 году — тогда было реализовано 58,5 млн шин, но последующий кризис вновь привел к снижению показателей: 55,3 млн в 2014 году, 49 млн — в 2015-м, 43 млн — в 2016-м. Впрочем, по итогам шести месяцев 2017-го вновь наметился рост: продажи шин выросли на 6,9%. А успехи автопрома (рост продаж в июле на 18,6%) позволяют рассчитывать на дальнейшее отложенное увеличение спроса». По словам господина Яковенко, изменилась и структура реализации шин: если раньше на внутреннем рынке продажи производителей в значительной степени зависели от поставок автопрому, то с 2015 года большую часть доходов обеспечила розница. Эксперт констатирует, что в последние годы происходит вытеснение импортных шин продукцией российского производства, что также должно положительно повлиять на рентабельность липецкого проекта Bekaert: «В 2016 году 22% предложения формировали покрышки японского производства, 16% — корейского, 13% — китайского. Однако рост стоимости импорта уже привел к увеличению российского выпуска шин на 7–7,5% к 2016 году. Сейчас 45-50% продукции заводов иностранных компаний на территории РФ идут на экспорт». С учетом положительной конъюнктуры срок окупаемости новых мощностей Bekaert господин Яковенко оценивает примерно в три года. Партнер практики «Промышленность» консалтинговой группы «НЭО Центр» Александр Ракша отмечает, что по итогам 2017 года рост производства шин в России может составить 10–15%. В 2014-2015 годах произошел спад рынка — в период кризиса автомобилисты предпочитали продлевать срок эксплуатации покрышек. Однако теперь этот срок подходит к концу, и это также увеличит продажи, подчеркивает эксперт. В перспективе российский рынок продолжит расти: крупнейшие производители начали расширение производства, а в конце прошлого года Bridgestone запустила завод проектной мощностью 2 млн шин в Ульяновской области, напомнил господин Ракша. Олег Мухин

Шинам добавят металла
© Коммерсантъ в Воронеже