Лизингодателям измерили конкуренцию

Федеральная антимонопольная служба России произвела оценку состояния конкуренции на федеральном рынке лизинговых услуг. Соответствующий обзор опубликован на сайте ведомства. В 2017 году Минфином России разработан проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части введения регулирования деятельности субъектов лизинговой деятельности». В связи с тем, что проект федерального закона предусматривает ряд дополнительных требований к юридическим лицам, имеющим намерение осуществлять лизинговую деятельность, включая требование о наличии собственных средств не менее определенного размера, ФАС России приняла решение провести исследование рынка лизинговых услуг. Целями исследования являлись как определение текущего состояния конкуренции на рынке, доли участия государства в нем как фактора, который может влиять на условия конкуренции, так и оценка последствий принятия закона, в том числе оценка степени преодолимости предусмотренных им барьеров входа на рынок. Исследование проводилось на основании информации о юридических лицах, состоявших в 2016 году на учете в Росфинмониторинге в связи с совершением лизинговых сделок в тот или иной период времени, а также на основании информации, предоставленной непосредственно лизинговыми организациями в рамках проведенного ФАС анкетирования. Из 2 790 юридических лиц, состоявших на таком учете, ответ на запрос ФАС предоставила 791 компания. Анализ данных ответов позволил установить, что из указанного числа юридических лиц в 2017 году лизинговую деятельность осуществляли 686 компаний, большая часть которых, исходя из адреса места регистрации, сосредоточена в Москве (28,6%), Ленинградской области (10,4%), Самарской области (3,8%), Республике Татарстан (3,3%), Челябинской (3,3%) и Ярославской областях (2,9%). Новость Проектом федерального закона предусмотрен переходный период для приведения лизинговыми компаниями размера собственных средств до устанавливаемых законом минимумов. При балансовой стоимости активов лизингодателя 500 млн рублей и более пороговые значения составляют 30 млн рублей с 1 января 2018 года и 50 млн рублей с 1 января 2019-го, а при балансовой стоимости активов менее 500 млн — 10 млн рублей с 2018 года и 15 млн с 2019-го. В связи с этим исследование деятельности лизинговых организаций на рынке осуществлялось по трем условным сегментам в зависимости от текущего размера их собственных средств: компании с собственными средствами до 10 млн рублей, от 10 млн до 30 млн рублей и свыше 30 млн рублей. В ходе анализа установлено, что в первый сегмент компаний, которые не обладают собственными средствами в минимально требуемом в первой части переходного периода размере, входит большое количество игроков — 254 (37,03%), однако на долю данных компаний приходится небольшое количество заключенных договоров лизинга (9,48%) и крайне несущественный объем лизинговых платежей (3,27%). Наименьшие размеры собственных средств лизинговых компаний по состоянию на 31 декабря 2016 года варьируются от минус 1 млрд 183,48 млн рублей до минус 12 млрд 800,53 млн рублей, в то время как объем полученных такими компаниями с 31 декабря 2015-го по настоящий момент лизинговых платежей в общем объеме лизинговых платежей, полученных компаниями сегмента (42 млрд 772,9 млн рублей), является значительным: от 1 млрд 69,55 млн до 1 млрд 142,4 млн рублей. В связи с тем, что проектом федерального закона предусмотрена возможность соблюдения лизинговыми организациями требования о размере собственных средств на групповой основе, ФАС учитывала и факт осуществления лизинговыми организациями своей деятельности в составе группы лиц с иными лизинговыми организациями. Кроме того, с точки зрения дополнительных возможностей по финансированию в ходе анализа во внимание принимался факт вхождения лизинговых организаций в одну группу лиц с кредитными организациями. Так, из числа компаний первого сегмента 11 (4,33%) входят в одну группу лиц с кредитными организациями, часть из них также входит в одну группу лиц с крупными лизинговыми организациями. Всего в группу лиц с иными лизинговыми организациями входят 24 компании сегмента (9,44%). При этом 57 компаний (22,44%) зарегистрированы в Москве и (или) Московской области. Как установлено в ходе анкетирования, практически все компании сегмента не совмещают свою деятельность с торгово-производственной и (или) иной финансовой деятельностью, за исключением трех компаний. Анализ представленных данных в целом может свидетельствовать о том, что часть компаний сегмента созданы для осуществления нерегулярной лизинговой деятельности или обслуживания единичных клиентов, в связи с чем высока вероятность, что ими не будет рассматриваться возможность вхождения в реестр субъектов лизинговой деятельности. При этом в случае принятия решения о вхождении в реестр субъектов лизинговой деятельности компании данного сегмента понесут наибольшие издержки при внесении изменений в законодательство. Во второй сегмент компаний с собственными средствами от 10 млн до 30 млн рублей входит 106 юридических лиц (15,45%). В этом сегменте компании за исследуемый период времени заключили наименьшее количество договоров лизинга (2,56%), но при этом, исходя из их общей суммы лизинговых платежей (62 млрд 515,84 млн рублей, или 5,3%), такие компании получили по указанным договорам значительные суммы лизинговых платежей. В ходе анализа было установлено, что лишь пять (4,7%) из 106 компаний сегмента входят в одну группу лиц с кредитными организациями, при этом 12 компаний (11,3%) входят в группу лиц с иными лизинговыми организациями. 17,9% (19 компаний) зарегистрированы в Москве и (или) Московской области. С торгово-производственной и (или) иной финансовой деятельностью лизинговую деятельность также не совмещают практически все компании, за исключением двух юридических лиц. В целом показатели деятельности лизинговых организаций второго сегмента, связанные с небольшим количеством заключенных договоров лизинга при значительных суммах получаемых по ним лизинговых платежей, могут свидетельствовать о том, что они обсуживают преимущественно узкий круг крупных клиентов. В случае внесения рассматриваемых изменений в законодательство компаниям сегмента предстоит выбор между приведением деятельности в соответствие с данными изменениями и перепрофилированием в область нефинансовой аренды или продажи в рассрочку. В третьем сегменте лизинговую деятельность осуществляют 326 юридических лиц (47,52%), имеющих собственные средства в размере от 30 млн рублей. Суммарный объем лизинговых платежей таких компаний с 31 декабря 2015 года по настоящее время оказался наибольшим — 1 трлн 203 млрд 104,38 млн рублей, или 91,95% всего объема лизинговых платежей за данный период. Из числа указанных компаний 51 (15,64%) входит в одну группу лиц с кредитными организациями, при этом некоторые крупные компании входят в группу лиц с несколькими банками, включая нерезидентов. 66 (20,24%) компаний сегмента входят в группу лиц с иными лизинговыми компаниями, также включая нерезидентов. В Москве и (или) Московской области зарегистрированы 97 компаний (29,75%). С торгово-производственной и (или) иной финансовой деятельностью лизинговую деятельность совмещают только три компании. Итоги исследования деятельности третьего сегмента компаний в целом показывают, что он характеризуется объемным, массовым и регулярным лизинговым бизнесом, при этом каждая третья компания является частью финансовой или лизинговой группы. Изменения в законодательство коснутся компаний третьего сегмента незначительно: компании понесут наименьшие издержки, которые будут связаны в основном с ведением отчетности, проведением аудита и внедрением системы управления рисками. С учетом того, что данный сегмент обладает достаточным размером собственного капитала, большинство его участников не понесут издержек на привлечение дополнительных средств: лишь 74 компании (22,7%) в сегменте имеют собственные средства в размере менее 70 млн рублей и только 44 компании (13,5%) в сегменте — менее 50 млн. Произведенные с целью оценки состояния конкурентной среды на федеральном рынке лизинговых услуг расчеты при этом показывают, что на текущий момент рынок является низкоконцентрированным: индекс HHI составляет 421,62 единицы, CR3 — 28,27%. Исходя из предоставленных лизинговыми организациями сведений, лидером федерального рынка лизинговых услуг является АО «ВЭБ-лизинг» с долей 11,94%. Доля ближайшего конкурента, АО «ВТБ Лизинг», составляет 9,43%, АО «Сбербанк Лизинг» — 6,9%, а отрыв следующего игрока от тройки лидеров — 0,7 процентного пункта. Компании под контролем государства занимают существенную долю рынка (приблизительно 30%) и при этом образуют тройку лидеров на федеральном рынке лизинговых услуг. В настоящее время все из них соответствуют требованию к минимальному размеру собственных средств, предусмотренному проектом федерального закона. Новость Для оценки изменения состояния конкуренции на федеральном рынке финансовых услуг в случае принятия проекта федерального закона анализировалось два сценария: первой части переходного периода и после переходного периода. Для этого было приняты допущения, которые бы характеризовали наиболее негативные последствия на рынке, в том числе допущение того, что в первой части переходного периода все компании первого сегмента (294 компании с собственными средствами менее 10 млн рублей) не войдут в реестр субъектов лизинговой деятельности и их клиенты перераспределятся в пользу лидера рынка лизинговых услуг с объемом «миграции» лизинговых платежей на сумму 42 млрд 772,9 млн рублей. Проведенные на основе такого допущения расчеты не показали возможности существенных изменений концентрации на федеральном рынке лизинговых услуг: индекс HHI увеличится на 88,25 единицы и составит 509,87 единицы; CR3 увеличится на 3,27 п. п. и составит 31,54%. Второе из указанных допущений сводилось к тому, что после завершения переходного периода все компании с собственными средствами менее 20 млн рублей (315 компаний) будут вынуждены уйти с рынка и объемы полученных ими лизинговых платежей (в настоящий момент — 100 млрд 165,32 млн рублей) будут перераспределены в пользу лидера федерального рынка. Анализ данного сценария показал чуть более существенные изменения в показателях рыночной концентрации, которые, тем не менее, не приведут к переходу федерального рынка из состояния низкой концентрации в состояние умеренной концентрации: индекс HHI увеличится на 229,84 единицы и составит 651,47 единицы, CR3 увеличится на 7,66 п. п. и составит 35,93%. Таким образом, в целом оценка показателей деятельности лизинговых организаций на федеральном рынке с учетом достаточного размера собственных средств компаний, на которые приходится 91,95% лизинговых платежей, относительно низких барьеров входа на рынок (минимальные собственные средства в 20 млн рублей), групповых требований к собственным средствам (15,16% компаний участвуют в лизинговых группах), переходного периода, наличия альтернативных стратегий адаптации к новым условиям позволяет утверждать, что состояние конкуренции на федеральном рынке после принятия проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части введения регулирования деятельности субъектов лизинговой деятельности» существенно не изменится. Оценка состояния конкурентной среды в региональном аспекте не проводилась. По материалам Федеральной антимонопольной службы России (см. также инфографику на сайте источника, см. обзор в форме презентации) Новость